|
ситуации необходимо дальнейшее формирование культурологического подхода к
проблеме развития системы образования. Только такой подход будет способствовать
20
возрождению культуросообразующего статуса российского образования.
2. КРИЗИС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Мировой кризис образования
В последние десятилетия многие страны рассматривают образование как
главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Во второй
половине века можно выделить минимум два критических периода в развитии
образования.
В середине 60-х годов передовые страны пришли к заключению, что
соревнование в экономической области сводится к соревнованию в области науки и
техники, а последнее в значительной степени предопределяется подготовкой
граждан в системе образования. Именно это обстоятельство послужило
первопричиной образовательных реформ в странах Запада и Японии в 60-70-е годы.
Вторая волна повышенного внимания к проблемам образования возникла в
начале 80-х годов, в то время, когда пришло отчетливое осознание того факта,
что будущее развитие человечества не ограничивается лишь экономическим ростом,
а определяется в большей мере уровнем культуры и интеллектуального развития
человека [144, 2 - 6].
Говоря словами Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем,
что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что
имеет [145, 10]. Рост внимания к значению человека вызван рядом устойчивых
тенденций в мировом развитии, из которых наиболее существенны для системы
образования следующие:
• все более осознается императив выживания и глобальной ответственности
каждого человека за будущее планеты;
• увеличивается многообразие социальных укладов общества, все более
проявляются признаки постиндустриального общества; признается объективная
необходимость многогранности и гибкости мышления и восприятия мира;
• укрепляется роль образования как источника идей для ответственного принятия
политических решений;
21
• осознается прямое влияние проектно-деятельностной подготовки специалистов
на конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках и на
благосостояние нации [145, 10].
Исходя из вышеизложенных тенденций, во всем мире признание определяющей
роли творческой и образованной личности сопровождается сегодня
неудовлетворенностью современной системой образования, кризис которой уже
выявлен и признан свершившимся фактом. Характерной чертой современной кризисной
ситуации является, на наш взгляд, увеличение разрыва между культурой и
образованием, поскольку само по себе знание не замещает духовности и не в
состоянии обеспечить процесс целостного воспроизводства как социума, так и
личности. Формы проявления этого кризиса в разных странах различны, поскольку
различны масштабы, структура и организация национальных систем образования, а
также способов взаимодействия системы образования с их «надсистемой»:
экономикой, культурой. Суть кризиса едина: сложившаяся (или традиционная)
система образования, названная представителями «Римского клуба» футурологов
«поддерживающим обучением», имеет в своей основе фиксированные методы и правила,
предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися
ситуациями. Обращенность такой системы образования в прошлое является одной из
причин ее кризиса. Альтернатива «поддерживающего обучения» в терминах «Римского
клуба» - «инновационное обучение», которое предусматривает выработку у
обучаемых способности к проектной детерминации будущего.
Рассмотрим современную образовательную ситуацию под углом зрения того,
что происходит в социокультурном пространстве.
Во всем мире идет пересмотр ряда представлений относительно человека,
знания и возможности его использования, унаследованных от эпохи Просвещения и
принимавшихся нами до недавних пор как нечто само собой разумеющееся. Эти
представления были положены в основу системы образования, существовавшей так же
и в нашей стране, успехи которой в неко-
22
торых отношениях совершенно неоспоримы (так называемое классическое образование,
основные принципы которого сформулированы Коменским, Песталоцци и др.). Эта
форма образования, хотя и эволюционировала в значительной степени, но по своей
социокультурной ориентации осталась прежней и в значительной мере исчерпала
себя.
Речь идет об идее, согласно которой освобождение человека из-под гнета
чуждых ему сил связано, прежде всего, с овладением знаниями о законах природы и
общества. Человек, применяющий эти знания, способен управлять разнообразными
процессами, контролировать их и направлять их развитие в своих интересах.
Главной задачей школы является выработка у ученика соответствующих знаний,
умений, навыков. Современное социокультурное пространство подвергалось ряду
трансформаций и достигло того уровня развития, когда все яснее становится
несоответствие этой идеи реальности, с которой сталкивается человек сегодня.
Во-первых, применение знаний -творческая задача, решаемая каждый раз в
неповторимой ситуации. Во-вторых, человек сегодня живет во все более
неопределенной ситуации, готовые решения, как правило, отсутствуют. Поэтому
|
|