Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: Аношкина В.Л., Резванов С.В. - Образование. Инновация.Будущее.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
       Методы культурологии позволяют взглянуть на образовательный процесс как 
на существенную составную часть общего развития всей человеческой культуры.
       Образование, с точки зрения культурологии, социальный институт, 
посредством которого осуществляется передача культурного наследия 
(профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного 
поколения к другому [137, 348].
       Таким образом, функцией образовательной системы является воспроизводство 
культуры. Институт образования как феномен культуры есть посредник между 
индивидом и социумом в передаче, закреплении и сохранении значимых для культуры 
смыслов. Культурологический подход прослеживается также в трактовке целей и 
задач образования ведущими отечественными педагогами и философами на рубеже 
XIX-XX вв. С.И. Гессен, провозглашая примат духовных ценностей, ценностей 
культуры, рассматривал образование как культуру личности, как процесс 
приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, религии, 
нравственности и др. Диалектика образовательного процесса виделась ему в виде 
передачи новому поколению готового культурного содержания, служащего 
побудительным импульсом к выработке своего собственного содержания культуры [25,
 378].
       В таком подходе С.И. Гессена для нас важно то, что образование 
рассматривается как культура личности, а обучающее поколение не только как 
будущий носитель состоявшихся культурных ценностей, но и как творец нового 
содержания культуры.
      
18
       П.Ф. Каптерев утверждал, что важнейшая задача образовательного процесса 
- помочь детям овладеть созданным человечеством культурным достоянием. Только 
тогда образование станет эффективным, подчеркивал Каптерев, когда в основу его 
будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека,
 механизмах усвоения культуры [42, 39].
       В публикациях советских и российских ученых 80-90-х г.г. явственно 
прослеживается взгляд на образование в контексте культуры, понимание функций 
образования как ретранслятора культурных ценностей поколениям [32, 101-102].
       В текущем десятилетии наблюдается расширение подходов к рассмотрению 
проблемы задач образования. Так, И.П. Подласый утверждал, что одной из главных 
задач школы является удовлетворение национально-культурных потребностей 
населения [100, 144]. B.C. Леднев выделяет следующие основные функции 
образования: образование как средство передачи общей культуры последующим 
поколениям и средство всестороннего развития личности [72, 59]. Однако, 
несмотря на наличие вышеизложенных точек зрения на образование в контексте 
культуры, нам представляется необходимым обратить внимание на следующий факт: 
культуросообразующий характер содержания образования отнюдь не является 
превалирующим. Подобную точку зрения встречаем также у В.Д. Шадрикова: взгляд 
на образование, а точнее его содержание, в контексте культуры не является само 
собой разумеющимся, потому что система формального образования, функционируя в 
контексте традиционных социальных институтов, воспроизводивших устоявшуюся 
систему культурных ценностей и норм, в течение столетий концентрировала свою 
деятельность преимущественно на передаче знаний, а также высокой, т.е. 
рефлексивной культуры-литературы, искусства, философии, технологии [141, 105]. 
Российское школьное образование также сохраняло преобладание 
знаниецентристского подхода над его культуросообразующим характером, и только 
разрушение традиционного общества с его естественными механизмами 
социокультурного исследования в полный рост поставило проблему универсальной 
культурной
      
19
миссии школы как гаранта преемственности поколений и сохранности тех достижений 
и норм цивилизации, которые образуют жизненный мир реального человека [141, 
106]. Образование, по мнению В.Д. Шадрикова, из способа просвещения индивида 
должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и 
человека в нем [141, 103].
       В соответствии с вышеизложенным нами сформулировано следующее 
определение: образование - способ вхождения человека в целостное бытие культуры.
 Содержание образования должно носить культурообразующий характер и быть 
направлено на приобщение ученика к культуре. Личность обучающегося следует 
рассматривать в качестве субъекта культуры, являющегося не только ее 
потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей. Формируя 
задачи образования, необходимо наряду с другими аспектами учитывать, что оно 
призвано:
•   способствовать интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую 
культуру. Мы рассматриваем образование как целенаправленный процесс воспитания 
и обучения, реализуемых в едином федеральном культурном и образовательном 
пространстве. Содержание образования носит культурообразующий характер и 
направлено на:
•   приобщение ученика к этнической, российской и мировой культуре;
•   формирование общей культуры личности, создание условий для ее культурного 
самоопределения. Задачами образования являются:
•   овладение учеником общей культурой, адекватной мировому уровню;
•   интеграция личности в национальную, общероссийскую и
мировую культуру.
      Итак, нам представляется, что в нынешней культурно-образовательной 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-