|
совершенствовании имеющихся систем инновационно-непрерывного образования. Кроме
того, они могут быть полезны при подготовке инновационной документации органов
управления образованием.
Выводы относительно формирования системы инновационно-непрерывного
образования в социокультурном пространстве России, соотношения новаторства и
традиций могут быть использованы при решении теоретических проблем культуры и
социологии образования.
В работе проанализирован опыт Ростовской области по созданию системы
инновационно-непрерывного образования, что может оказать содействие при
разработке алгоритмической модели образовательных регионов.
15
Глава!. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ.
1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ.
Категория «культура» привлекала и привлекает исследователей глубиной
содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых общественных
явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых
оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и
употребление этого термина.
В своем исследовании мы будем базироваться на понятии культуры,
выработанным В.Е. Давидовичем, Ю.А. Ждановым и 3. Файнбургом: «Культура -
способ, придающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода
направленность, выступающий как способ регуляции, воспроизведения и развития
всей общественной жизни» [63].
Культура в антропологическом аспекте есть способ и форма человеческого
бытия, историческая мера и «границы» человеческого образа жизни, его
доминирующий облик. В ней сконцентрирован опыт человечества в освоении
природного, социального и собственно культурного мира. На основе его освоения
формируются, сохраняются, совершенствуются от поколения к поколению формы
человеческой ментальное™. Культура включает в себя исторически конкретную
совокупность знако-во-символических систем, аккумулирующих опыт бытия в виде
способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также в виде
знаний, ценностей, способов, хранящих и воспроизводящих опыт собственно
духовной деятельности в общественном и личном менталитете. Наконец, это техника
и технология всех форм духовно-практической деятельности человека в мире, форм
коммуникаций, взаимодействия и общения.
Перечисление всего многообразия «составляющих» культуры и ее функций по
отношению к социуму и индивидууму
16
столь же затруднительно, как и всего обилия ее определений. В этом отношении
она сравнима лишь со сложностью и многогранностью человека и обилием его
определений, как социо-функциональных, так и культурных.
Культура вне человека - это кладовая мертвых вещей или кладбище духа.
Оживить его может только культурный субъект. Человек является сердцевиной
культуры, ее «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и
потребителем. Эта единая система и социально, и индивидуально неравнозначна, а
зачастую и противоречиво развита. Культурное творчество может быть оторвано от
культуры потребления, что лишает культуру ее среды, источников и ценителей.
«Посредником» и «потребителем» культуры является прежде всего сфера образования.
Сотворить и прочитать культурный «текст» может только человек с развитыми
культурными потребностями и способностями. Становление такого человека -
важнейшая цель культуры и образования.
Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития
человека есть одно из важнейших условий его целостности, способности
адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным
воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности [62, 18].
Слово «культура» - латинского происхождения (возделывание,
обрабатывание), но в немецкой философии прошлого века смысл этого слова был
максимально приближен к слову «образование» /Bildung/.
В XIX веке, как отмечает Х.Г. Гадамер, «образование теснейшим способом
связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический
человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей» [23, 51].
Смысл культуры как образования, согласно Гадамеру, окончательно
закрепляется в гегелевской философии. Для Гегеля образование - «подъем ко
всеобщности», «общая сущность человеческого образования состоит в том, что
человек делает себя во всех отношениях духовным существом» [23, 54].
Связь культуры и образования подчеркивается крупнейшими российскими
учеными - философами и культурологами.
17
«Если вспомнить классическое представление о культуре, как о возделывании,
культивировании, то прямой задачей системы образования является эта идея
культивирования, возделывания... Человек в процессе социализации и
инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством,
способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации.
Современный человек должен быть ориентирован на общечеловеческий характер
современной культуры» [64, 92].
|
|