Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: Аношкина В.Л., Резванов С.В. - Образование. Инновация.Будущее.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
       Различные соотношения традиций и новаций дают основание для 
классификации обществ на традиционные и современные. В первых традиция 
господствует над новаторством. В современном обществе новаторство является 
базовой ценностью [64, 77].
       Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры; 
оно является сложным социальным организмом, «главные функции которого - 
воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его 
целенаправленного изменения. Как орган социума, образование должно гибко 
адаптироваться к изменениям социальной среды и, как следствие, меняться само» 
[115, 63].
      
63
       Система традиционного или, в терминах «Римского клуба», 
«поддерживающего» обучения воспроизводит социокуль-турный опыт поколений, тогда 
как система инновационного обучения, «основанная на новых социокультурных 
принципах, ориентированная на иные модели обучения, способствует формированию 
новой культуры мышления и действия» [64, 87]. По нашему мнению, функцией 
инновационного обучения является не простое, а расширенное воспроизводство 
социокультурного опыта человечества. Таким образом, инновационное обучение 
представляет собой институт обновления культуры.
       Какие социокультурные условия способствуют появлению инновационного 
обучения?
       Наиболее глобальной чертой всех социокультурных перемен в мире с начала 
XX века является ускорение, коснувшееся развития всех сфер социального бытия 
человека. Следствием этого процесса явилось несоответствие между развитием 
школы и общим уровнем культурного и технического окружения.
       Другой чертой социально-исторических перемен, прямо связанной с 
ускорением, является следующая: с появлением массового производства не только 
вещей, но и идей, труд становится анонимным, утрачивая индивидуальность. Эта 
анонимность обезличивает человека, приводит к утрате интеллигенцией своих 
привилегий быть носителем духовных ценностей и этических норм. Важными 
свойствами труда являются усиление его интеллектуализации и возрастание 
коммуникативности, насыщение информативно-техническими компонентами.
       Резюме: в современном мире мы имеем дело с двумя противоположными 
тенденциями развития общественного труда и жизни человека: первая - 
обезличивание, формализация труда и общественных отношений, вторая - 
возрастание роли личностного фактора, интеллектуальных функций, наукоемкое™.
       Вышеназванные радикальные изменения в социокультур-ной сфере неизбежно 
ведут к смене требований к образованию, а значит к необходимости удовлетворения 
новых требований.
       В обществе «быстрого» развития возрастает роль новых технологий и 
потребность в системе образования, способной ответить на вызов все 
возрастающего ускорения. Инновацион-
      
64
ные процессы в образовании возникают в ответ на эти социальные требования.
      Возникновению инновационного обучения в нашей стране способствуют также 
определенные финансово-экономические условия. Кардинальные экономические 
преобразования, проводимые в России в последние годы, формирование и 
постепенное становление в ней новых федеративных отношений принципиально 
изменяют роль и место республик, краев, областей в развитии производственной и 
социокультурной сферы. Распалась существовавшая ранее в стране централизованная 
административно-распределительная система; в процессе децентрализации произошла 
регионализация образования. Сегодня, в условиях финансово-экономического 
дефицита, эффективным средством является мобилизация внутренних ресурсов 
регионов, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик 
и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта при 
наименьших материальных затратах. Возникает потребность в инновационном 
образовании.
      С целью описания признаков «инновационного» обучения нами рекомендовано 
произвести его сравнение с традиционным, «поддерживающим» обучением. Могущество 
человека до сих пор определялось его естественнонаучными знаниями. В 
соответствии с этими принципами «поддерживающее» обучение формирует 
механистически-детерминистическую научную картину мира. В соответствии с ней у 
обучаемых формируется уверенность, что любая проблема имеет одно, и только одно,
 правильное решение. На наш взгляд «поддерживающее» образование можно описать 
признаками, показанными в таблице 1.
      Иное мировоззрение и, соответственно, иные цели образования потребуются в 
случае перенесения смысловой задачи существования человека с познания 
существующего мира на его целенаправленное преобразование, то есть на синтез 
нового. В этом случае на уровне синтеза может быть множество вариантов решения. 
Для окончательного выбора решения человеку придется привлекать 
духовно-нравственные оценки. При этом решения оказываются зависящими от 
духовности человека, от
      
65
Таблица 1
     ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИОННОГО ИЛИ «ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО» ОБРАЗОВАНИЯ
стержнем выступает классический тип научной рациональности, сложившийся в 
XVII-XIX в.в., акцентирующий внимание на объекте познания, на получении 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-