|
«младший инженер»;
• в учреждениях высшего профессионального образования действовавшая ранее
система высшего образования со сроком обучения , как правило, 5 лет и единой
квалификацией дополнена 4-летней программой подготовки бакалавров и 6-летней -
магистров. Кроме того, введена и 2-летняя программа обучения, отнесенная к
уровню неполного высшего образования.
Для того, чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно и уверенно
продвигаться в образовательном пространстве по уровням, ступеням (по вертикали)
и этапам, формам (по горизонтали) необходимы согласование, стыковка
образовательных программ от базового общего образования до последи-пломного
образования. Иными словами, преемственность означает, что «выход» из одной
ступени, этапа образования должен естественным образом «стыковаться» со
«входом» в последующую ступень, этап. А для этого необходима сквозная
стандартизация уровней и ступеней образования, основывающаяся на единых целях
всей системы непрерывного образования.
Как уже говорилось, многопрофильность и многоуровне-вость
(многоступенчатость) образовательных программ уже складывается в
общеобразовательных учреждениях, в профессиональных лицеях, колледжах, вузах.
Но парадокс заключается в том, что разные звенья системы образования в силу
традиционной разобщенности выстраивают свою многопрофильность и
многоуровневость только для себя, порознь: в общем образовании она своя, в
начальном профессиональном образовании своя, в среднем профессиональном - своя,
в высшем - своя. Учреждения последипломного образования, там где они
сохранились, работают сами по себе.
В результате при всех положительных моментах роста многообразия
образовательных систем и образовательных программ складывается ситуация разрыва
образовательного пространства. Так, уже нередки случаи, когда учащийся не может
перейти из одной школы в другую из-за того, что даже при наличии федерального
базисного учебного плана различные пред-
60
меты изучаются в разных школах в разных объемах и в разное время.
Многие вузы стали вводить дополнительные вступительные экзамены по
предметам, не предусмотренным учебными планами школы. Кроме того, вступительные
экзамены во многие, особенно элитные вузы дезориентируют общеобразовательные
школы, приводят к деформации требований к общему образованию, а в то же время
результаты первых двух сессий в вузах часто свидетельствуют о
неудовлетворительном отборе студентов.
Перечни специальностей, по которым осуществляется подготовка
специалистов в начальном, среднем и высшем звене образования, никак не
согласованны между собой даже по названиям профессий.
Таким образом, несогласованность основных образовательных программ в
общегосударственном масштабе фактически создает для людей «образовательные
тупики», порождает многие другие проблемы и, в частности, что немаловажно,
создает благоприятные условия для коррупции в образовательной сфере.
Тем не менее, преемственность образовательных программ частично уже
выстраивается, что называется «снизу» самими учебными заведениями. Отдельные
школы, гимназии, профессиональные лицеи, колледжи заключают прямые договоры с
вузами, создают преемственные учебные планы и программы и осуществляют
совместное обучение части наиболее способных учащихся и студентов. Пока это
только отдельные примеры, хотя и многочисленные, но проблему необходимо решать
в целом.
На основе вышеизложенного нами сделаны следующие выводы:
• в культурно-образовательной среде России сформировались принципы развития
системы непрерывного образования;
• частично выстроена многопрофильность и многоуровне-вость образовательных
программ;
61
• развиваются разнообразные формы обучения;
• создается сеть учебных заведений, обеспечивающая преемственность
образовательных услуг. Однако иногда имеет место «несостыковка» образовательных
программ, создающая для учащихся ситуацию образовательного тупика.
62
Глава II. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
1. НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ -ДВЕ СТОРОНЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ.
Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры,
характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов.
Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости,
инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный
опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия и
др. Система традиций отражает целостность общественного организма.
С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь.
Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Универсальной
характеристикой любой культуры является единство традиции и новации. Однако
«между традициями и новациями почти всегда оказывается догма, доминирующая в
унаследованном нами тоталитарном сознании. И путь традиции к инновации, как и
обратный путь, нередко лежит через преодоление догмы» [36, 45].
|
|