|
или
уклоняющегося оттого пути и свободно кующего жребий и потомкам своим; будем ли
смотреть на него, как на раба своих страстей, или будет занимать нас борьба его
с пороком и заблуждением; остановимся ли пред картиною его величия, или со
стыдом отвратимся от изображения его позора; привлекут ли нас его добродетели
или оттолкнут гнусные пороки.
Но как мы рассматриваем судьбы одного человека, этого отдельного звена в
обширной цепи народа, так точно можем мы рассматривать и судьбу целого народа в
отношении к самому себе или к внутренней его жизни и в отношении к другим,
окружающим его народам, или в отношении к его жизни внешней. - Там мы увидим
борьбы сил нравственных и физических во всем объёме народного итога, увидим
возрождение одних часто из малого, но чистого источника, и погружение других
всею гигантскою массою своей в безличный хаос. - Там мы увидим, от чего пал
крепкий Вавилон и просвещенный Египет, от чего разъединили Эллины могущество
своё, что ниспровергло знаменитый Илион, как роскошь и разврат наложили цепи на
колоссальный Рим, как раздоры Славян подчинили их чуждому владычеству. Там мы
изучим причину скоротечности огромных государств, составленных Александром
Македонским, Аттилою, Карлом Великим, Наполеоном и другими героями минувшего
времени.
Итак, история и в этом отношении имеет те же две стороны: приятную и
полезную. В первом отношении она служит нам как памятная книга о событиях
минувших, и в этом случае она рассказывает нам рождение народа, развитие его
сил, внутренних и внешних, его собственное движение в массе всего населения
земного шара, а вместе с тем повествует нам о делах наших предков, могущие
горькими опытами своими утешать нас в бедствиях, а славными одушевлять и
вызывать к подражанию.
Полезная сторона истории заключается в поучениях, какие мы можем извлечь
из событий, раскрывая причины всех явлений, случайных ли или подготовленных
целыми веками, и выводя естественные следствия тех явлений. В этом отношении
история делается прагматическою и должна читать нам поучения как над
монументами, так и над развалинами древнего величия, свидетельствующими и о
бывших некогда великих событиях. Эта сторона истории есть самая трудная и
требующая высшей осторожности. Ибо, развивая факты в их причины и последствия,
должно отстранять всякое предварительное предубеждение в пользу того или
другого народа, всякую современную нам наглядность в характер его. Последнее
важно потому, что настоящее и прошедшее одного и того же народа редко идёт
неуклонно по одной и той же колее, и так настоящее никак не может служить
основанием и мерилом прошедшему.
Поэтому основанием для прагматических развитии должны служить только
факты несомненные. Всякое безотчетное предположение, всякая гипотеза, внесенная
в пределы истории и служащая потом точкою опоры для философского взгляда на все
периоды, затем следующие, вносит ложный свет в науку, искажающий дух, характер
народа, его внутреннюю силу, его особенность, а часто и его достойное величие.
Бесполезно и даже смешно безусловно принимать в область истории
какие-либо сказки, но нельзя отвергать и того, чтобы в них не находилась иногда
и какая-либо нить историческая. Все вообще народные сказания или легенды
делятся на мифические и героические. Первые произошли от поверья людей в
сверхъестественные существа с земною естественною жизнью и страстями и
заключают в себе вымыслы, слитые весьма часто с действительностью. Это бывало
тогда, когда человек, одаренный особыми против современников своих
способностями, удивлял и очаровывал их своими действиями и за то причисляем был
к существам сверхъестественным или мифическим. Героические легенды суть
воспоминания действительных событий, в которых выставлены личные достоинства
героя.
Оба рода этих сочинений относятся к области поэзии и отнюдь не к истории.
Но, разложив такое сказание на его составные части, отделив от него вымысел
строгою критикою, всегда можно найди в нем личность и действия исторические.
Ибо как историческая легенда берет свой предмет из круга
действительности, отстраняя иногда только законы времени и пространства,
переносит эти события в область чудесного и претворяет храбрых людей в героев,
героев в полубогов и богов, и, наконец, на высочайшей степени своего развития
теряется в области чисто мифической; так точно сказания о божествах спускаются
в действительный мир, облачают вымышленные ими существа именами и свойствами
живших людей и народов. Совершенное слитие того и другого рода сказаний в одном
творении образует эпопею. - Но нет эпопеи, в которой не было бы
характеристической черты из истории.
Возьмем для примера исландские саги. Мы встречаем в них имена Valland
(Галлия), Danmork (Дания), Gotthiod (Готландия), Rin (Рейн), Attii (Аттила),
Holmgardr(XonMoropbi), Vana (Венеды). Это все имена, принадлежащие несомненно
истории. Также объяснятся многие их слова, в которых прибавляют они на конце
букву г, как aesir, diar, iatnar или iotar, thursar или thussar, vanir,
vanaheimr, Skalogrimr и пр. Отнимите конечную букву г, будет: aesi, dia, iatna
или iota, thursa или thussa, vani, vanaheim, skalogrim (азы или полубоги, духи
или боги, юты или геты, фурсы или жрецы, ваны или венеты, Венетия или земля
венетов, Скалогром - славянин, переселившийся с балтийского поморья в Норвегию
при короле норвежском Га-ральде, а оттуда перешедший со своими ближними в
Исландию и составивший первое её население). Эти названия взяты все из
действительного быта. Древнейшие писатели, каковы, например, Этель-вард,
Альберикус, Снорро, Торфей, Саксон Грамматик утверждают также, что все
встречающиеся в древних скандинавских легендах имена взяты с исторических лиц и
народов, но перенесены на божества и существа сверхъестественные.
Сходство имён в легендах с именами историческими и хотя самые легкие
намеки древних н
|
|