|
часть чего-либо, "тло" -основание, дно (в современном языке сохранилось
устойчивое словосочетание "до тла"); "тлеть" -- гнить или чуть заметно гореть и
т.д.
О значении и этимологии слова "варяг" также высказывались самые различные
предположения. В русском языке (см. опять же Словарь В.Даля) "варяг" -- "мелкий
торговец", "разносчик товара", синоним "офени" и "коробейника" (в украинском
языке слово "воряг" означает еще и "борца", "крепкого рослого человека"). В
несколько ином звучании -- "варяга" -- слово означает: "проворный", "бойкий",
"расторопный" (человек). Поэтому вовсе нет никаких оснований настаивать на
иноземном происхождении слова "варяг", которое еще недавно означало "торгового
гостя", "купца". В этом смысле классическими былинными варягами были
новгородский Садко и Соловей Будимирович.
Но можно пойти еще дальше. В "Этимологическом словаре русского языка" М.Фасмера
дается одно весьма любопытное разъяснение слова "варяг". Оказывается в прошлом
у него был синоним -- "кълбягъ" (оно употребляется в пространной редакции
"Русской Правды", датируемой ХII веком), означавший "варяг -- член союза
[братства]". В общем-то, это совпадает с истолкованием варягов не как этноса, а
как социума. Но можно пойти еще дальше. В "Этимологическом словаре русского
языка" М.Фасмера дается одно весьма любопытное разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был синоним -- "кълбягъ" (оно употребляется в
пространной редакции "Русской Правды", датируемой ХII веком), означавший "варяг
-- член союза [братства]". В общем-то, это совпадает с истолкованием варягов не
как этноса, а как социума. Но можно пойти еще дальше. В "Этимологическом
словаре русского языка" М.Фасмера дается одно весьма любопытное разъяснение
слова "варяг". Оказывается в прошлом у него был синоним -- "кълбягъ" (оно
употребляется в пространной редакции "Русской Правды", датируемой ХII веком),
означавший "варяг -- член союза [братства]". В общем-то, это совпадает с
истолкованием варягов не как этноса, а как социума.
Так, может быть, русские варяги, даже в самоназвании которых содержится намек
на древнейшие арийские корни, и есть последние гиперборейцы, хранители традиций
погибшей арктической прародины? Недаром ведь на побережье Ледовитого океана
сохранились топонимические следы былого и длительного пребывания здесь варягов.
Это -- Варангский залив (Варангер-фиорд), омывающий с запада российский
полуостров Рыбачий и норвежский полуостров Варангер. Между прочим следующий на
запад залив именуется Яр-фиордом: первая часть искусственного слова чисто
русская и, скорее всего, связана с именем языческого Солнцебога Ярилы. Это, по
всей вероятности, и есть то Заморье (или его часть), о котором говорится в
русских летописях. По существу же Варангский = Варяжский = Гиперборейский. Так,
может быть, в социальной структуре варяжского воинского братства (ордена)
отчасти сохранились и архаичные черты древнеарийского кастового сословия. Так,
может быть, в социальной структуре варяжского воинского братства (ордена)
отчасти сохранились и архаичные черты древнеарийского кастового сословия.
Корни Руси уходят в недосягаемые глубины индоевропейского прошлого. Оно
зародилось, пережило расцвет, катастрофические потрясения и упадок на Севере,
где климат в те времена был иным, нежели теперь. Постепенно мигрировали на юг
из-за неблагоприятных условий жизни многие индоевропейские прапредки
современных этносов (индийцев, иранцев, греков, испанцев, итальянцев, армян,
осетин и др). Ближе к северным широтам обосновалась часть славян, из которых
впоследствии вычленилась и русская нация. Варяги -последние пассионарии Севера
-- промелькнувшие на евразийском небосклоне, как сияющий болид, оставили после
себя неизгладимый след в русской истории!
Постскриптум. Когда данная статья была полностью завершена, а главные ее
моменты получили отражение на страницах моей новой книги "Загадки Русского
Севера" (М., 1999) и в журнальной статье "Варяги -- русские витязи Севера" (Мир
Севера. 1999. No 3-4) [ранее этимологическая сторона освещалась в другой моей
книге -- "Тайны руссколго народа" (М., 1997)], -- вышел в свет сборник
антинорманистских работ "Русь и Варяги" (М., 1999) в серии "Подлинная история
русского народа", издаваемой Ю.Д.Петуховым. В определенной степени он дополняет
опубликованную годом раньше обширную подборку текстов русских ученых по
"варяжскому вопросу", включенных в весьма содержательную и продуманную
хрестоматию "Славяне и Русь: проблемы и идеи" (М., 1998) (составлена и
обстоятельно прокомментирована А.Г.Кузьминым). Здесь представлены наиболее
показательные отрывки из трудов выдающихся отечественных ученых почти за два с
половиной века -- от В.Н.Татищева до Б.А.Рыбакова и О.Н.Трубачева.
В свою очередь, в новом (и надо полагать, не последнем) сборнике учтены самые
последние выступления норманистов, число коих множится, как грибы после дождя.
Не может не порадовать тот пафос и задор, с которым разоблачаются выдаваемые за
научные новации замшелые норманистские штудии в статье Н.И.Васильевой "Русь и
Варяги", давшей название всему сборнику и составляющей две третьи его объема
(по существу это целая книга) и которую вполне можно отнести к ныне почти
забытому обличительно-инвективному жанру. На десятках скрупулезно
проанализированных примерах (практически учтена вся новейшая литература) автор
убедительно доказывает, что как бы не изощрялисьультрасовременные норманисты,
все их потуги не представляют абсолютно ничего нового, а являются прямыми
|
|