|
Ответ на вопрос, заданный Ломоносовым, напрашивался сам собой: никакого
собственно варяжского языка, тем более из числа скандинавских, никогда и в
помине не было. Ибо варяги -- это русь, но не в смысле принадлежности какому-то
неведомому иноземному племени (как безуспешно силились доказать норманисты), а
в смысле славяно-русского происхождения их самих и языка, на котором они
говорили. Впервые эта мысль достаточно внятно была сформулирована страстным
антинорманистом Юрием Ивановичем Венелиным (1802--1839): "Русь или руссы, --
писал он -- как народ норманский, скандинавский, никогда не существовал, и есть
только плод жалкого толкования, или фантастического произведения некоторых
изыскателей. Не поняли Нестора! Да еще как не поняли!" И приводил в пользу
данного тезиса неотразимые доводы.
Аргументацию Венелина в дальнейшем развил историк-антинорманист, руководитель
археологической комиссии и императорских театров, под конец жизни -- директор
Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов (1815--1878) в капитальном 2-томном
труде "Варяги и Русь" (СПб., 1876). Здесь варяги были однозначно отнесены не к
германоязычным норманнам, а к прибалтийским славянам-ваграм, истребленным в
ходе жесточайшей экспансии крестоносцев. В поисках истины Гедеонов был на
верном пути, он правильно интепретировал утверждение Начальной летописи о
рускости варягов и славянскости их языка. Требовалось однако понять, почему
варяги сыграли столь выдающуюся роль в мировой истории -- причем не
разрушительную, а созидательную и объединительную. Такая задача под силу только
энергонесущей популяции, сплоченному сообществу целеустремленных людей, которых
Лев Гумилев, развивая учение Вернадского о биосфере, поименовал пассионариями.
Наделенные мощным энергетическим потенциалом и повышенной активностью, они по
природе своей обречены были быть вожатыми, воодушевляя доверившиеся им народные
массы на уготовленные им подвиги и волею судеб становясь движущей силой
исторического прогресса. Такие никогда бы не позволили вырезать себя, подобно
беззащитным овцам, как это случилось с балтийскими славянами.
Конечно, можно назвать варягов и племенем, но с достаточной долей условности.
Скорее всего, они представляли собой особое воинское братство -прообраз будущих
рыцарских орденов. Жили в основном на побережье Балтийского (Варяжского) моря,
летопись однако говорит о Заморье, а таковым вполне могли быть и арктические
территории Ледовитого океана, находящиеся по отношению к европейской России
севернее Балтики и Беломорья. Были варяги хорошо организованы, обладали богатым
опытом во всех областях хозяйственной жизни, торговли, государственного
управления и особенно -- воинского искусства. Потому-то и обратились в 862-м
году новгородцы к Рюрику с братьями, как бы сказали сейчас, за организационной
помощью. И русские варяги быстро и охотно откликнулись, а затем плодотворно
поучаствовали в становлении Руси и российской государственности.
В дальнейшем последние пассионарии Севера как-то незаметно и без излишнего шума
исчезли с горизонта отечественной истории. Ибо перешли на службу византийским
императорам, где составили костяк дворцовой гвардии. Варяжская дружина
насчитывая подчас до шести тысяч стойких витязей и отменных рубак. Благодаря им
византийское войско одержало немало жизненно важных побед. Показательно и
другое: в Царьграде варягов всегда считали русскими и только русскими.
Безусловно, значились в составе русско-варяжского войска и скандинавы, но, как
нынче принято выражаться, на контрактной основе. Кстати, европейские норманны
никогда себя варягами не называли и становились таковыми, только вступая в
русскую варяжскую дружину; когда срок контракта истекал, они вновь становились
викингами. Так что тесное взаимодействие между варягами и скандинавами,
безусловно, было, но кто на кого больше влиял -- еще вопрос. То же относится и
к так называемым скандинавским заимствованиям. Да, в одежде, оружии, культовых
предметах, утвари, украшениях, открытых археологами, много варяжской специфики.
Вот только почему обязательно ее считать скандинавской. Почему бы не
рассмотреть совершенно другой вариант -- заимствования скандинавами достижений
более развитой варяжской культуры.
Ведь когда дотошные греки спрашивали наших соотечественников, служивших в
императорской гвардии: "Откуда вы, варяги?", -- те, не задумываясь, отвечали:
"Из Тулы..." Ничего себе ответец, если вдуматься. Впрочем, под Тулой
подразумевался вовсе не город в центральной части России, а древняя Гиперборея,
по другому -- Тулe. Именно так именуется таинственная полярная страна в
знаменитой "Географии" Страбона и сочинениях других древних авторов. Византийцы
говорили об "огромном острове Тула", расположенном посреди Ледовитого океана.
Корень в его названии общий с именем русского города, но не его одного.
Например, древняя столица центральноамериканской империи тольтеков тоже звалась
Тула. Топонимы с корнем "тул" вообще имеют чрезвычайное распространение: города
Тулон и Тулуза во Франции, Тульча -- в Румынии, Тульчин -- на Украине,
Тулымский камень (хребет) -- на Северном Урале, река в Мурманской области --
Тулома, озеро в Карелии -- Тулос.
Согласно Словарю Владимира Даля, понятие "тула" -- это "скрытое, недоступное,
потаенное место" -- "затулье", "притулье" ("тулить" -укрывать, скрывать,
прятать и т.п.). Есть и другие русские слова с этим корнем: "туло, туловище" --
тело без учета головы, рук и ног (отсюда же -"тулуп"); "тулo" -- колчан в виде
трубки, где хранятся стрелы (отсюда -"втулка"). Производными от той же корневой
основы в русском языке являются слова: "тыл" -- затылок и вообще -- задняя
|
|