|
к
заключения союзов, выступление на врага в соответствии с отданным приказом и
ведение [боевых действий], а также отступление по сигналу; кроме того,
ответственность за воинское бесчестие, например, за оставление позиции; далее,
[установление] размеров жалованья, порядок повышений, награждение почетными
отличиями, например, венками или торквесами; раздел и справедливое
распределение добычи в соответствии с личными качествами и трудами, а также
выделение доли военачальника». Говоря о компетенции полководца в области права,
стоит обратить внимание и на развиваемую Цицероном мысль о том, что
главнокомандующий должен быть хорошо знаком со всем правом войны и мира, т. е.
с союзными договорами, условиями различных соглашений с царями и чужеземными
народами, а также с правовым положением и интересами разных гражданских общин.
Во всех этих вопросах, как утверждает Цицерон, лучше всего разбираются именно
те, кто уже был облечен военной властью и вел войны (Pro Balbo. 6.14-15; 19.45;
ср. также 20.47).
Итак, приведенные свидетельства дают, на наш взгляд, все основания говорить о
весьма широком понимании римлянами содержания военных знаний и о существовании
в Риме достаточно развитой военной науки, разработанной во многих конкретных
аспектах и представленной довольно богатой, разнообразной литературой, которая,
несомненно, изучалась как в общеобразовательных целях, так и для применения на
практике. В своих основоположениях и литературно-жанровых формах она восходит к
греческой полемологической традиции, но включает в себя и обобщение собственно
римского практического опыта. Весьма примечательно, что римляне включали в
систему военных знаний и осведомленность в области права. Специальные
технические, естественно-научные сведения и точные науки тоже не игнорировались,
но занимали явно второстепенное место. Безусловно, в число важных похвальных
качеств римского военачальника входило также владение воинскими умениями и
навыками обращения с оружием71. Разумеется, вся очерченная выше совокупность
отраслей и элементов scientia rei militaris в реальности вряд ли могла быть
достоянием отдельно взятого полководца. Этого, очевидно, и не требовалось,
подобно тому как у Витрувия (I.1.13), обрисовавшего в своем трактате очень
обширный круг познаний и практических навыков, от хорошего архитектора72 не
требовалось в великом множестве разнообразных областей архитектуры знать все
тонкости, «так как познать и постичь относящиеся к ним теории есть вещь едва ли
совместимая с физическими возможностями».
В военном деле и в римской военной науке, как, пожалуй, ни в какой другой сфере,
с особенной наглядностью проявляется характерный для римской культурной
традиции в целом приоритет практического знания и опыта над знанием
теоретическим. Само понятия scientia (или disciplina, или ars imperatoris) в
военной сфере означает преимущественно и в первую очередь знание, приобретаемое
на опыте и закрепленное в традиционных установлениях. Scientia и ars полководца
неразрывно связаны с его доблестью вплоть до отождествления с ней (Quint. Inst.
orat. VII. 10.13). Virtus является не только универсальным качеством,
объемлющим прочие моральные и «профессиональные» достоинства военного лидера,
но и первичной предпосылкой успешной деятельности как на военном, так и на
гражданском поприще. В этом отношении очень показательно изречение, приводимое
Цицероном по поводу достоинств речи Гн. Помпея: «человеку, глубоко
проникнувшемуся всеми доблестями, любое дело удается» (Pro Balb. 1.3). Хорошо
известно, что важнейшими искусствами, способными в наибольшей степени возвысить
гражданина, Цицерон считал искусства полководца и хорошего оратора (Pro Mur. 14.
30; cp. 9.22; 13.29). Красноречие, по его мнению, уместнее сопоставлять с
достоинством полководца (cum imperatoris laude) или рассудительностью хорошего
сенатора, а не с научными занятиями, требующими отвлеченного мышления и
начитанности (De orat. I.2.8). Учитывая данную аналогию между деятельностью
полководца и оратора, можно предположить, что традиционные взгляды римлян на
военную теорию и на риторику как научную дисциплину в известной степени
совпадали. В подтверждение этого можно также сослаться на Цицерона. В трактате
«Об ораторе» (II.35.150) высказывается убеждение, что для идеального оратора
дарование и усердие (ingenium et diligentia) гораздо важнее науки (ars): «Наука
указывает только, где искать и где находить то, что ты стремишься найти;
остальное достигается старанием, вниманием, обдумыванием, бдительностью,
настойчивостью, трудом, т. е. … всем тем же усердием — вот достоинство (virtus),
в котором заключены все остальные достоинства (virtutes)» (пер. Ф.А.
Петровского). В диалоге же «О государстве» (I.2.2) наука и доблесть даже прямо
противопоставляются друг другу: «отличаться доблестью, словно это какая-то
наука, не достаточно, если не станешь ее применять. Ведь науку, хотя ее и не
применяешь, все же возможно сохранить благодаря самому знанию ее; но доблесть
зиждется всецело на том, что она находит себе применение, а ее важнейшее
применение — управление государством и совершение на деле, а не на словах всего
того, о чем кое-кто (т. е. философы) твердит в своих углах» (пер. В.О.
Горенштейна). А во II-й книге один из участников диалога, Маний Манилий, узнав
от Сципиона, что царь Нума, вопреки расхожему мнению, не мог быть учеником
Пифагора, восклицает: «меня радует, что мы воспитаны не на заморских и
занесенных к нам науках, а на прирожденных и своих собственных доблестях» (ibid.
II.15.29).
Таким образом, в области военных знаний находит убедительное подтверждение тот
вывод, который касается в целом отношения римлян к науке. В формулировке Н.А.
Поздняковой этот вывод звучит так: «Усвоение римлянами достижений
эллинистической культуры не отменяло того, что собственные проблемы они решали
на основе традиционно сложившихся представлений, восходящих к кругу ценностей
римской гражданской общины и римской фамилии»73. Возвращаясь же к дискуссии
|
|