|
торожа оставался он только в уборной. Он
там и удушил себя, глубоко засунув в горло палочку с губкой, употреблявшуюся
для самых грязных надобностей. Другого везли тоже под стражей в амфитеатр.
Притворившись спящим, он все ниже и ниже опускал голову, пока не просунул ее
между спицами колеса – колесо значительно выдавалось над кузовом – и не сломал
шейных позвонков. Саксы, попавшие в плен, руками передушили один другого, чтобы
только не попасть в гладиаторы.
В одном помпейском доме, где по какой-то причине поселены были гладиаторы,
сохранилась любопытная надпись: одно только имя философа Сенеки, выписанное
полностью красивыми крупными буквами. Сенека был единственным человеком в
древнем Риме, который возмущался гладиаторскими играми и протестовал против них,
предлагая правительству бороться с этим "застарелым злом" и "развращенностью
нравов". Человек, выведший на стене имя философа, был, видимо, знаком с его
взглядами. Устав от гладиаторской жизни, от амфитеатра, от грубых товарищей и
бессердечной толпы, искал ли он утешения в мысли о том, что есть на свете душа,
сочувствующая и жалеющая?
***
Гладиаторские бои обычно соединялись с травлей зверей. Первая "охота на
львов и пантер" была устроена в 186 г. до н.э. М. Фульвием Нобилиором; по
словам [с.113] Ливия, она по обилию зверей и разнообразию зрелищ почти не
уступала тем, которые устраивали в его время. В 58 г. до н.э. эдил М. Эмилий
Скавр "вывел" 150 "африканских зверей", т.е. пантер и леопардов. Тогда же
римляне впервые увидели бегемота и крокодилов: их доставили Скавру пять штук и
специально для них был вырыт бассейн. Сулла в 93 г. до н.э. выпустил на арену
"сотню львов с гривами" (т.е. самцов). Животные не были связаны и свободно
разгуливали по Большому Цирку (так называлась узкая долина между Палатинским
холмом и Авентином, где происходили конские состязания. До постройки амфитеатра
здесь обычно устраивали и звериные травли. Длина ее была 600 м, ширина 150 м).
Мавретанский царек Бокх, находившийся в дружественных отношениях с Суллой,
прислал для этой травли специальный отряд охотников-гетулов, вооруженных
копьями и дротиками. Долина была кругом обнесена высокой железной решеткой; ни
зверям, ни людям некуда было ни спрятаться, ни убежать; началась страшная охота,
в которой были перебиты все львы и не обошлось без человеческих жертв. Цицерон,
вспоминая травлю, устроенную Помпеем, писал, что он не понимает, какое
удовольствие может получить культурный человек, когда на его глазах мощный
зверь терзает слабого человека или когда прекрасного зверя пронзают рогатиной.
Большинство держалось иного мнения; конец звериным травлям пришел только в VI в.
н.э. Август в числе тех своих дел, которые он счел нужным увековечить в
длинной надписи, упоминает, что он устраивал звериные травли 26 раз и загублено
на них было 3500 зверей (по 134 каждый раз в среднем).
В звериной травле, которую в 55 г. до н.э. устроил Помпей и на которой
присутствовал Цицерон, "гвоздем" зрелища были слоны. Надо сказать, что римляне
питали слабость к этим животным (впервые увидали они их во время войны с Пирром,
в первой четверти III в. до н.э.); их наделяли высокими нравственными
качествами, великодушием, целомудрием, чувством чести. Плиний Старший
совершенно серьезно рассказывает, как один слон, которому трудно давались уроки
дрессировщика, вытверживал их по ночам; другой выучил греческий алфавит и мог
написать целую фразу по-гречески. "В них есть нечто общее с людьми", – писал
Цицерон. И когда эти умные и добрые животные после короткой схватки с [с.114]
охотниками-гетулами, посылавшими в них стрелу за стрелой, попытались убежать, а
"потеряв всякую надежду на бегство", с жалобным ревом заметались по арене,
"словно оплакивая себя и умоляя о сострадании", люди вдруг стали людьми:
зрители повскакали со своих мест, громко плача и осыпая Помпея проклятиями,
"которые над ним вскоре исполнились", замечает Плиний (Помпей потерпел
поражение и был убит в 48 г. до н.э.).
Кроме этих заморских зверей, для охот в амфитеатре приобретали животных
европейских и своих италийских: медведей, кабанов, быков,. Медведи водились и в
Италии (в Лукании и Апулии); привозили их также из Германии, Галлии и даже
Испании. Рогатого скота в Италии было изобилие: огромные стада кочевали круглый
год с одного пастбища на другое; из этих стад и брали быков для арены. Иногда
задача охотника заключалась только в том, чтобы убить разъяренное животное;
быка доводили до бешенства, прижигая его каленым железом, дразня его соломенным
чучелом, на которое он, освирепев, неистово кидался. Но уже при Цезаре в обычаи
амфитеатра вошла "фессалийская охота": охотник верхом на лошади скакал рядом с
быком, хватал его за рога и сворачивал ему шею. Тут требовалась и ловкость –
сколько раз приходилось увертываться от смертоносных рогов, – и непомерная сила.
При Клавдии в моду вошел другой способ: всадники гоняли быков по арене, пока
те не выбивались из сил; тогда всадник перескакивал на быка, хватал его за рога,
всем своим весом наваливался на его голову и валил быка на землю.
Как обучали будущих охотников в Утренней школе? Никаких сведений об этом не
дошло, но представить себе это обучение можно с большой степенью вероятности.
Охотник должен метко стрелять и метко действовать холодным оружием; от верного
глаза и твердой руки зависит его жизнь, тем более, что ему сплошь и рядом не
дают щита, вооружают его иногда копьем или рогатиной, но часто только кинжалом,
широким и коротким. И с их помощью охотник расправляется со страшными
противниками; молодой Карпофор, воспетый Марциалом, убил за один день 20 зверей.
Выходил он против дикого кабана, против медведя (тут он действовал рогатиной),
против льва, леопарда, быков и зубра. Охотника иногда сопровождали на арену
сильные, хорошо выдрессированные [с.115] собаки. Марциал посвятил стихи собаке
охотника Декстра, Лидии, "обученной в амфитеатре" и погибшей "славною смертью"
на арене от "молниеносного удара", нанесенного диким кабаном.
От охотника требуют ино
|
|