|
риступали к своим обязанностям, которые должны
быливыполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой
провинностьювесталки было "осквернение огня Весты" - нарушение данного
ею
обетацеломудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой
вземлю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном
валувыкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В
этомпогребе стелили постель, ставили зажженный светильник и
оставлялинебольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла.
Этоделалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом
священнуюособу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании
помещали
внаглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не
былослышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль.
Когданосилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий
понтификвозносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением
страшногоприговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до
головы
впокрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча
спускаласьвниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей.
За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если
укакой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал
самвеликий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался
дурнымпредзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь
путемтрения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой
древностиобряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные
времена.
Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были
посвятитьвоспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в
течениетридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели
правовозвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части
весталкиоставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное
положение
вРиме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу.
Ихпоказания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки
каралосьсмертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь,
токазнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо
важныеуслуги, воздвигались статуи[*]. Старшая по возрасту среди них
называласьглавной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9
июнясправлялись празднества в честь богини - хранительницы государства
исемейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами
ижертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды
имасла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну
большуюсемью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь
важноезначение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в
еесвятилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый
этимисвятынями, был крепок и могуч.
[* Подобных статуй было найдено несколько, и хотя лица их повреждены,
но прекрасно сохранились все детали одежды и головных уборов этих жриц.
]
Вулкан
С государственным культом огня и очага связано также
почитаниеримлянами бога Вулкана. Храма Вулкана в самом городе не было, но в
центреРима на возвышении над форумом находилась священная площадка,
такназываемый вулканал, где, словно у государственного очага,
проводилисьсовещания сената. Все храмы Вулкана, как божества, связанного с
огнем
ипожарами, находились за пределами городских стен. Вулкан,
подобногреческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом,
покровителемремесленников и ювелиров. Женой его была прекрасная богиня
Венера.
Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа
иотмечались жертвоприношениями и шумны- ми играми в большом цирке.
Вулканпочитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями.
Считалось, что его божественная кузница находится в недрах горы Этны
вСицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы.
Пенаты, лары,
маны
С почитанием домашнего очага был связан и культ пенатов -
добрыхдомашних богов, охранявших единство и благополучие каждой семьи.
Ихизображения обычно помещались в закрытом шкафчике возле очага,
гдесобирались все члены семьи. При радостных событиях в семье
пенатамприносились благодарственные жертвы. Хранителями дома были лары,
добрыедухи, никогда не покидавшие дом в отличие от пенатов, которых можно
быловзять с собой при переезде на другое место. Лары также хранились
возлеочага в особом шкафчике-ларарии, дверцы которого при семейных
праздникахоткрывали, чтобы лары могли принять
|
|