|
участие в общем веселье и
трапезе.
Перед ними ставилась в особой посуде пища и питье, а в дни рождения
членових семьи украшали цветами. Когда сын в первый раз надевал мужскую тогу,
тоон посвящал свой детский амулет - буллу[*] ларам, совершая при
этомвозлияния и молитвы. При вступлении в дом мужа новобрачная
непременноприносила жертву ларам, под покровительство которых поступала.
Ларыохраняли всех членов семьи и в путешествиях, и в военных походах.
Следовало только не забывать о жертвоприношениях. Кроме домашних ларов,
особо почитались лары римского государства, воплощавшие духов
древнихгероев - Ромула, Рема, Тита Тация, которые считались основателями
изащитниками города Рима. К ларам была причислена и Акка Ларенция,
вырастившая вместе со своим мужем Ромула и Рема. В торжественный
праздникларенталий, отмечавшийся 23 декабря, ей специально приносили
заупокойнуюжертву. Кроме того, поскольку часовни ларов, охраняющих жителей
улиц,
стояли на перекрестках, то им также воздавались почести, их
алтариукрашали цветами в праздник компиталий, совершали возлияния вином
имаслом. Беднота римских кварталов при этом от души веселилась, глядя
напредставления комедиантов и акробатов, состязания атлетов и
принимаяучастие в развлечениях в честь добрых ларов.
[* Булла - золотой круглый медальон-шарик, в котором находился амулет.
Его носили на тесьме вокруг шеи все свободнорожденные римские мальчики.
] Маны были также добрыми покровителями семьи, но в них воплощались
душиумерших предков. Их умилостивляли возлияниями из воды, вина и молока, а
21февраля общим празднеством - февралией и торжественной трапезой в
честьмертвых предков.
Маны обитали в подземном мире, и на Палатинском холме
находиласьглубокая яма, прикрытая камнем, которая называлась мундус. Это
былосвященное обиталище манов. Открывалось оно три раза в году, чтобы
свершитьторжественные церемонии для умилостивления богов-манов. Приносились
жертвы- вино, вода, молоко, кровь черных овец, быков и свиней. В то время,
когдасовершались празднества в честь манов, храмы всех остальных богов
былизакрыты, свадебные церемонии запрещались. Все государство
возносиломоления благодетельным и доброжелательным манам.
Но не только добрым духам умерших полагалось приносить жертвы.
Злобныеи мстительные духи умерших дурных людей не только терзались сами. но
ивымещали свои страдания на живущих. По ночам эти злые духи,
называемыеларвами, покидали подземный мир и преследовали тех, кого они
считалисвоими врагами, мучая их кошмарами и страшными видениями. Римляне
называлиих также лемурами[*]. В дни лемурий, праздника мертвых, который
отмечалсятри дня или, вернее, ночи (9, 11 и 13, мая), чтобы умилостивить
злыхдухов, толпами бродящих в это время по земле, глава каждой семьи
долженбыл совершить один и тот же древний обряд. Ровно в полночь он вставал,
босиком обходил все помещения и выходил за порог. Омывшись
родниковойводой, хозяин девять раз бросал через плечо, не оглядываясь, черные
бобы,
каждый раз повторяя: "Эти бобы я даю вам и этими бобами выкупаю себя
исвоих близких". Считалось, что лемуры следуют за ним и охотно
поедаютжертвенные бобы. Затем глава дома вновь омывался водой и, чтобы
отогнатьлемуров от дома, ударял одним медным тазом о другой, девять раз
повторяяпросьбу злым духам покинуть его жилище. Этот обряд, повторявшийся
триждыбез каких-либо изменений, свидетельствовал о том, что в римской
религиисохранилось много первобытных магических черт.
[* Лемуры - страшные привидения, появляющиеся в виде скелетов
иливампиров и высасывающие кровь у живых людей.
]
Гении и
юноны
У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождавшее его
втечение всей жизни - от колыбели до могилы, побуждая человека к
темпоступкам, которые он совершал на жизненном пути. Поэтому в день
своегорождения каждый римлянин приносил своему гению жертвы - цветы, плоды,
воскурения и возлияния. Все значительные события в жизни
отмечалисьжертвоприношением гению. Римляне пировали с друзьями, желая
доставитьгению радость. После смерти человека его гений оставался на
земле,
пребывая возле его могилы. Такую же роль в жизни римских женщин играли
ихюноны - гении женского рода. Были гении, под покровительством
которыхнаходились государство, город и даже отдельные местности. Обычно
гениемместности считалась красивая змея, которой в жертву приносились
спелыепрекрасные плоды.
Кроме гения, ребенка в младенчестве окружали заботливые боги и богини.
Одни помогали новорожденному издать первый крик, другие охраняли колыбель,
учили пить, есть, двигаться, говорить, выходить из дома и
возвращатьсяназад. Таким же образом рассматривалась и жизнь природы -
потому-то
инасчитывалось у римлян такое множество богов и богинь, заботившихся,
казалось бы, об одном и том же - чтобы зерно было брошено в землю,
чтобызлаки поднялись, заколосились и были убраны, чтобы распускались цветы,
завязывались плоды садовых деревьев, плодоносили виноградники. Весь
мирдля римлянина был наполнен божествами, с которыми он все время
сталкивалсяи которым должен бы
|
|