|
выходили навстречу бегущим луперкам.
Любя
ипочитая расположенного к ним бога Фавна, римские земледельцы и
пастухипраздновали еще и фавналии, которые справляли 5 декабря под
открытымнебом. Жертвоприношения, состоявшие из вина, молока и заколотых
козлов,
заканчивались веселым пиром, в котором символически принимал участие и
самвеселый и добрый Фавн. В этот день скоту дозволялось бродить по полям
илесам без пастухов, пахотные животные отдыхали, а рабам
разрешалосьвеселиться на лугах и перекрестках дорог. Хотя Фавн был
доброжелательнымбожеством, но иногда он любил позабавиться и напугать человека,
забредшегов глубину леса и нарушившего его покой. Любил он нашептывать
всевозможныестрашные истории спящим. Тем, к кому он был благосклонен, Фавн
сообщалсвои предсказания особым шелестом листьев. Ведь Фавн был сыном бога Пика
иот него унаследовал пророческий дар. Если человек хотел получить ответ
намучившие его вопросы, он должен был без страха, находясь в священной роще,
лечь на шкуру принесенной в жертву овцы и получить пророчество Фавна
всновидении.
[* "Волк" по-латыни "люпус".
] [** Отсюда название месяца - фебруарий (февраль).
] Очень близок к богу Фавну был Сильван, который почитался как бог
-покровитель леса. Он так же, как и Фавн, оберегал стада, пасущиеся
влесах, и любил простую пастушескую свирель. Его постоянным спутником
былпес - верный помощник пастухов. Сильван также обладал даром пророчества,
ииногда из глубины леса раздавался громкий и наводящий страх голос бога,
предвещавшего важные события. К празднествам в честь бога
Сильванадопускались только мужчины. Женщинам это было строго запрещено.
Фавна
Под покровительством богини Фавны находились поля, леса и сады,
которыеона щедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя
сним его заботы. Под именем "Доброй богини" (Бона Деа) она оказывала
особоеблаговоление женщинам, которые справляли в ее честь два
торжественныхпраздника. Один из них происходил первого мая в храме богини,
находившемсяна Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших
почтить
своювысокую покровительницу и принести ей положенные обычаем жертвы.
Второеторжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме
одногоиз высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны
былипокинуть дом на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы
богиниВесты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать
моглитолько женщины, причем они настолько свято хранили тайны этого обряда,
чтодо сей поры так никто и не смог выяснить, что именно там происходило.
Известно было лишь, что шатер, где стояло изображение богини,
украшалсявиноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и
всежертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. В истории
этогокульта известен лишь единственный случай, когда юноша попытался
проникнутьв дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и
выдаваясебя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками, и виновный обвинен
всвятотатстве[*].
[* Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий,
подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где
происходилотаинство в честь "Доброй богини". Клодию было предъявлено
обвинение
внечестивости, по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда
ЮлийЦезарь развелся со своей женой. Его спросили, почему он это сделал,
ведьона ни в чем не была виновата. Цезарь ответил фразой, которая
сталапоговоркой: "Я сделал это потому, что жена Цезаря должна быть
внеподозрений".
]
Веста
Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась
какпокровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался
вечными неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи
вхраме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия),
хранились священные предметы, среди которых находились пенаты
-изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем
изразрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец -
великийпонтифик и весталки - жрицы богини Весты.
Главной обязанностью весталок (их было шесть) было
поддержаниенеугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень
тщательно,
изхороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам
отбиралшестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они
поступалив обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя
церемониюпосвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в
качествежертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и
нарекалиименем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись
десятьлет, молодые жрицы
|
|