|
ь из города жителей, а
затемразрушить сам город. Население Альба-Лонги в глубокой растерянности
исмятении покидало навсегда родные стены. Женщины с плачущими
детьмибродили по своим жилищам, не зная, что взять с собой из самых дорогих
имвещей. Некоторые стояли неподвижно, глядя, как непрерывная вереница людей,
покидающих обреченный на разрушение город, бредет по пыльной дороге
стихими вздохами и плачем. И лишь когда послышался треск
разрушаемыхримскими воинами зданий, последние из несчастных обитателей
обреченногогорода покинули его, окутанные клубами пыли, поднявшейся от
падающих
стени крыш. Римляне сравняли с землей все общественные и частные
постройкиАльба-Лонги, города, сооружавшегося и украшавшегося на протяжении
четырехстолетий. Только храмы богов побоялся разрушить грозный царь.
С переселением альбанского народа в Рим мощь государства усилилась.
Увеличилось войско, поскольку Тулл Гостилий набрал из альбанцев
300всадников в конницу и пополнил число легионов. Однако боги стали
являтьсвое недовольство целым рядом грозных знамений - на альбанской горе
шелдождь из камней. Из рощи, лежавшей на вершине горы, раздавался
страшныйголос, повелевавший альбанцам совершать священнодействия по обычаям
ихотцов. Боги наслали на Лаций моровую язву, страшную болезнь, которой
неизбежал и Тулл Гостилий. И вот, ослабев телом и душой, он
решилумилостивить богов, прогневавшихся на Рим и его царя. Воинственный
духТулла Гостилия был сломлен охватившими его суевериями. Он понял, что,
казнив Меттия, прогневил Юпитера, который сам должен был
покаратьклятвопреступника. Поэтому царь, вычитав в записях, оставшихся после
НумыПомпилия о существовании каких-то таинственных священнодействий в
честьЮпитера, отправился совершать жертвоприношения. Но поскольку все
былоначато и проводилось Туллом Гостилием не так, как следовало[*], то Юпитер,
нисколько не умилостивленный, а разгневанный извращением
установленногообряда, метнул молнию в дом царя и испепелил его. Так погиб Тулл
Гостилий,
процарствовавший над римлянами 32 года.
[* Религия римлян предписывала приносящим жертву строжайшее
соблюдениевсех правил обряда. Малейшее отклонение от выработанной жрецами
формулымогло навлечь на молящегося гнев божества вместо милости.
]
Анк
Марций
[Изложено по "Римской истории" Тита Ливия.
] Согласно установленному обычаю, народом был избран на царство внук
царяНумы Помпилия, Анк Марций. По своему характеру Анк Марций был
скореемиролюбив, как его дед, но он понимал, что в случае нападений
соседейбудет вынужден дать им должный отпор. Иначе, испытывая меру его терпения
иубедившись в своей безнаказанности, враги Рима станут презирать то,
передчем недавно смирялись. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что
неследует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв.
Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик[*] выписал на
специальнойдоске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий,
выставив ее
вобщественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях
ижертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом
Гостилиембыл заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно
разорятьримские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить
своюжизнь среди храмов и жертвенников. Однако Анк Марций двинулся с войском
наземли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять
ихукрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга,
и переселить всех жителей в Рим. Анк Марций вернулся с огромной добычей,
захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был
построенпервый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский
холм
сгородом. Для устрашения преступников, которых много развелось в
стольнаселенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная
вКапитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части
совершаласьсмертная казнь[**]. С расширением границ после удачных войн
Римскоегосударство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию
-морской порт Рима. Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного
ибыстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за
блестящиевоенные успехи римлян велел расширить и украсить храм
ЮпитераФеретрия[***]. Следуя в своей деятельности примеру славного деда,
АнкМарций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов,
ввелспециальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал,
которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По
этомуритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен
былприблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян,
ипроизнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ
(здесьназывалось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся
отлица всего римского народа. Согласно с божественными и
человеческимизаконами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с
доверием".
После этого излагались требова
|
|