Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: П. Гиро - "Частная и общественная жизнь римлян"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 282
 <<-
 
о избранием 17 февраля 1906 г. в Академию политических и 
моральных наук, весьма престижное научное заведение.
Недостатками методологии П. Гиро можно считать отсутствие ценностной 
классификации источников, зачастую искусственное соединение разных памятников 
для получения яркой картины. Однако эти замечания нисколько не умаляют значения 
«Частной и общественной жизни римлян» как пособия для учащихся и всех любителей 
«классических древностей».

Новиков А.А.

Глава I. ГОРОД РИМ
1. Обряд основания Рима
Первая забота основателя — выбрать место для нового города. Но этот выбор 
всегда представляется на волю богов. Если бы Ромул был греком, он посоветовался 
бы с дельфийским оракулом; если бы он был самнитом, то пошел бы следом за 
священным животным (волком или зеленым дятлом). Как латин, близкий сосед 
этрусков, ознакомившийся с наукой авгуров, он просит богов выразить свою волю 
посредством полета птиц. Боги указывают ему на Палатин.
В день основания Ромул приступает прежде всего к жертвоприношению. Товарищи и 
спутники толпой окружают его, они зажигают костер из хвороста, и каждый скачет 
через его легкое пламя. Смысл этого обряда тот, что к действию, которое 
предполагается совершить, люди должны приступать чистыми: древние думали, что 
прыжок через священный огонь очищает человека и физически и нравственно.
Как только этот предварительный обряд приготовил всех к великому действию 
основания города, Ромул вырыл маленькую круглую яму; в нее он бросил комок 
земли, принесенной из Альбы; потом каждый из его спутников в свою очередь 
бросил туда горсть земли, взятой в том городе, где он раньше жил. В этом обряде 
выражается мысль древнего человека, которую интересно отметить. Прежде чем 
прийти на Палатин, Ромул и его спутники жили в Альбе или в другом каком-нибудь 
соседнем городе; там находились их домашние очаги, там предки их жили и были 
погребены; религия же не позволяла бросать свой очаг и священную могилу предков.
 Чтобы



12
 
не совершить такого нечестивого поступка, приходилось прибегать к фикции: под 
видом комка земли каждый уносил с собой священную почву, в которой были 
погребены его предки и с которой были связаны их «маны» (души усопших предков). 
Человек не мог уйти иначе, как захватив с собой и родную землю, и своих 
праотцов. Исполнение такого обряда было необходимо для того, чтобы, показывая 
место своего поселения, он мог сказать: «Это все-таки моя отчая земля (terra 
patria); здесь моя родина, потому что здесь обитают маны моего рода».
Яма, в которую каждый бросил свою горсть земли, называлась mundus; очевидно, на 
языке древней религии это слово обозначало царство манов. Отсюда, как 
утверждает предание, души умерших выходили три раза в год, чтобы взглянуть на 
свет Божий. Не сохранилось ли в этом предании истинное представление этих 
древних людей? Бросая в яму комок земли со своей прежней родины, они в самом 
деле думали, что в нем заключены души их предков. Этим последним необходимо 
воздавать вечное поклонение, за что они будут оберегать своих потомков. На этом 
самом месте Ромул устроил алтарь и возжег огонь: здесь стал очаг города.
Вокруг этого очага должен был расположиться город, как дом расположен вокруг 
домашнего очага. Ромул проводит борозду, которая отмечает границы будущего 
города. И тут малейшие подробности определяются обрядом: плуг должен быть 
медным, его везут белый бык и белая корова. Сам Ромул с покрывалом на голове и 
в одежде жреца держит за рукоять плуга и направляет его с пением молитв. Его 
спутники идут сзади, набожно храня глубокое молчание. По мере того, как плуг 
взрывает комья земли, их старательно отбрасывают внутрь черты, чтобы ни одна 
частичка этой священной почвы не осталась на чужой стороне.
Эта черта, проведенная религией, должна оставаться ненарушимой. Ни свой, ни 
чужой не смеет переступить ее. Перескочить через эту маленькую борозду — значит 
совершить нечестивый поступок: римское предание рассказывает, будто бы Рем, 
брат основателя города, совершил его, за что и поплатился жизнью.
Для входа в город и выхода из него борозда в некоторых местах прерывалась; с 
этой целью Ромул приподнимал плуг и нес его; такие промежутки назывались portae.
 Здесь были устроены городские ворота.
На священной борозде, или же немного позади ее, возведены были стены: они также 
священны. Никто не смеет их тронуть, даже для починки, без разрешения жрецов. 
По обе стороны стены полоса земли в несколько шагов шириной оставлена для 
религиозных потребностей; называется она pomoerium, и здесь нельзя ни пахать, 
ни строить здания.



13
 
Таков был, судя по множеству древних свидетельств, обряд основания города Рима. 
Память о нем сохранилась до времен тех писателей, от которых мы о нем узнали, 
потому что ежегодно римское население повторяло его во время празднования так 
называемого дня рождения Рима. 
Этот день неизменно праздновался в древности из года в год, и даже теперешние 
римляне празднуют рождение своего города в тот 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 282
 <<-