|
В жизни Веспасиана произошел крутой поворот, когда внезапно в феврале 67 г.
Нерон назначил его главнокомандующим в войне против Иудеи.
Римляне впервые вторглись в Иудею в 63 г. до н. э., в 6 г. н. э. она была
обращена в римскую провинцию. С 41 г. в правление императора Клавдия Иудея на
некоторое время была переведена на положение царства, зависимого от Рима; царем
Иудеи стал дружественно настроенный к римлянам Ирод Агриппа, но после его
смерти в 44 г. Иудея снова была обращена в римскую провинцию, управляемую
прокуратором. В 66 г. жители Иерусалима перебили римский гарнизон, и восстание
охватило всю Иудею. Рим бросил против восставших свои войска из Сирии, но они
были разбиты. Тогда Нерон был вынужден вспомнить о военных талантах Веспасиана
и простить ему непочтительное отношение к своему пению, тем более, что тот был,
как пишет Светоний (Been. 5), «человеком испытанного усердия и нимало не
опасным по скромности своего рода и имени».
За два года войска Веспасиана сумели подавить восстание. Это было в первую
очередь заслугой полководца. Как пишет Тацит, «Веспасиан обычно сам шел во
главе войска, умел выбрать место для лагеря, днем и ночью помышлял о победе над
врагами, а если надо, разил их могучею рукой, ел, что придется, одеждой и
привычками почти не отличался от рядового воина» (Тац. Ист. II, 5).
Вся Иудея была возвращена под власть римского оружия, только Иерусалим не был
взят. Веспасиан, однако, сознательно не торопился идти на Иерусалим, хотя его
легионы яростно рвались в бой за иудейскую столицу, которую тем временем
терзали внутренние распри. Свою медлительность Веспасиан так объяснил своим
воинам:
«Лучшим полководцем, чем я, является бог, который хочет отдать иудеев в руки
римлян без всякого напряжения сил с нашей стороны, а войску нашему подарить
победу, не связанную с риском. Пока враги собственными руками губят сами себя,
пока терзает их самое страшное зло – междоусобная война, – нам лучше пребывать
спокойными зрителями этих ужасов и не ввязываться в борьбу с людьми, которые
ищут смерти и неистово беснуются друг против друга… Самообладание и
обдуманность приносят столько же славы, сколь и подвиги в бою, когда они ведут
к победе. А пока враг истощает сам себя, мое войско будет отдыхать от трудов
войны и наберется сил… Итак, ради безопасности разумнее всего предоставить
самим себе людей, пожирающих друг друга» (Иос. Фл. И. В. 4, 6, 2).
В действительности же Веспасиана удерживало от похода на Иерусалим опасение,
как бы не вспыхнула междоусобица в самом Риме.
Он оказался единственным из римских полководцев, который сумел правильно
оценить ситуацию, сумел долгое время продержаться в стороне, не ввязываясь
открыто в ту борьбу за власть, которая неминуемо должна была вспыхнуть в Риме в
результате безрассудного правления Нерона, тем более что Нерон был последним
представителем семейства Юлиев-Клавдиев, власть которых над Римом продолжалась
около века.
Веспасиан, не торопясь, готовил наступление на Иерусалим, но тотчас прекратил
войну, как только получил известие, что Нерон свергнут и покончил с собой в
июне 68 г.
Римское государство оказалось во власти своих собственных войск.
Нерон покончил с собой тогда, когда легионы, стоявшие в Испании и в Галлии,
провозгласили императором (точнее – принцепсом, главой государства) Гальбу.
Веспасиан признал Гальбу и отправил к нему своего сына Тита. Однако Веспасиан,
очевидно, понимал, что у Гальбы мало шансов удержать власть, и Тит не спешил к
новому императору.
В начале января 69 г. легионы, находившиеся в Германии, провозгласили
императором Вителлия, а 15 января в Риме Гальба был убит.
Получив об этом известие, Тит вернулся к Веспасиану.
Но в Риме в день убийства Гальбы преторианская гвардия провозгласила своего
императора – Отона, которого признали легионы, стоявшие на Дунае. Веспасиан в
Иудее привел свои легионы к присяге Отону.
Веспасиан, командовавший тремя легионами, и наместник Сирии Муциан, в
распоряжении которого было четыре легиона, сохраняли спокойствие. «Полководцы
видели мятежные настроения воинов, но пока что предпочитали выжидать и смотреть,
как будут воевать другие. Победители и побежденные в гражданской войне,
рассуждали они, никогда не примиряются надолго. Гадать же сейчас, кому удастся
взять верх – Отону или Вителлию, не имеет смысла: добившись победы, даже
|
|