|
вложивший в него утверждения подобного рода Сенека» (Тац. Анн. XTV, 11).
Вернувшись в Рим, Нерон «гордый одержанной победой и всеобщей рабской
угодливостью, безудержно предался всем заложенным в нем страстям, которые до
того времени если не подавляло, то до известной степени сдерживало хоть
какое-то уважение к матери» (Тац. Анн. XIV, 13). Так, с 59 г. Нерон вступил на
путь самого разнузданного произвола, который закономерно привел его к гибели и
к падению всего дома Юлиев – Клавдиев, бывших властителями Рима почти в течение
100 лет.
Если в начале своего правления Нерон еще как-то считался с общественным мнением,
то впоследствии он его полностью игнорировал.
В 62 г. Нерон навлек на себя всеобщую ненависть расправой со своей первой женой
добродетельной Октавией, дочерью Клавдия и Мессалины. Октавия, пользовавшаяся
большой любовью народа, была обвинена в прелюбодеянии, выслана из Рима и убита.
Эти события послужили сюжетом для сохранившейся до наших дней трагедии Октавия,
сочинение которой приписывается Сенеке. Женой Нерона стала соперница Октавии
Поппея Сабина, у которой, по меткой характеристике Тацита, «было все, кроме
честной души» (Тац. Анн. XIII, 45). Красивая, развратная, жестокая и лицемерная
– она была под стать Нерону, который безумно ее любил; однако через три года в
припадке гнева он случайно убил ее, ударив ногой. Жертвой Нерона стал также и
некогда всемогущий Паллант, «проло-живший ему дорогу к власти: в 62 г. Нерон
приказал его отравить.
В том же году после смерти Бурра Нерон лишил своей милости воспитателя своего
Сенеку, который, хотя и проповедовал всякие хорошие правила, призывая к
добродетели и к довольству малым, был, однако, богат и честолюбив в высшей
степени. Хитрый Сенека, дабы сохранить себе жизнь, отдал Нерону свои богатства
и удалился в уединение частной жизни.
С 62 г. самым влиятельным лицом при Нероне стал Софоний Тигеллин, «человек
темного происхождения, который провел молодость в грязи, а старость – в
бесстыдстве; он не только вовлек Нерона в преступления, но позволял себе многое
за его спиной, а в конце концов его покинул и предал» (Тац. Ист. I, 72).
Во времена Нерона Рим был уже огромным городом с пестрым населением. Римляне не
отличались племенной замкнутостью, и въезд в город был открыт для всех. На
римских площадях и улицах чужеземцев было больше, чем коренных римлян.
Об этом своеобразии столицы империи хорошо говорит Сенека: «Взгляни на
многочисленное население, которое едва помещается в зданиях этого громадного
города; большая часть этой толпы не имеет отечества, а собрались эти люди сюда
из разных мест и вообще со всего света. Одних сюда привело честолюбие, других –
государственные дела, третьих – возложенное на них посольство, четвертых –
роскошь, которая ищет для себя удобного места, изобилующего пороками, пятых –
страсть к образованию, шестых – зрелища, седьмых – дружба, восьмых –
предприимчивость, которой нужно широкое поле деятельности; одни принесли сюда
свою продажную красоту, другие – продажное красноречие. Все люди стекаются в
этот город, в котором хорошо оплачиваются и добродетели и пороки» (Сенека.
Утешительное письмо к Гельвии. 6, 2).
Рим легко впускал к себе не только чужих людей, но и богов. Множество иноземных
культов, особенно восточных, постепенно обосновалось в Риме, так что в IV в.
Рим сделался как бы «храмом всего мира» (Амм. Марц. XVII, 4, 13). Из-за большой
скученности, узости улиц и высоты многоквартирных домов Рим был очень опасным
городом в пожарном отношении; он горел неоднократно, хотя его постоянно
охраняла специальная противопожарная стража.
В 64 г. на Рим обрушилось страшное бедствие: вспыхнул грандиозный пожар,
который бушевал девять дней. Значительная часть города выгорела полностью.
Самое странное заключалось в том, что нашлись люди, которые мешали тушить пожар,
а были и такие, которые, как пишет Тацит, «открыто кидали в еще не тронутые
огнем дома горящие факелы, крича, что они выполняют приказ, либо для того,
чтобы беспрепятственно грабить, либо и в самом деле послушные чужой воле» (Тац.
Анн. XV, 38).
Когда пожар начался, Нерон находился вне Рима. Прибыв в город, он распорядился
оказать помощь пострадавшему населению и открыть для народа Марсово поле,
крупные здания и императорские сады.
«Из Остии и других городов было доставлено продовольствие, и цена на зерно
снижена до трех сестерциев. Принятые ради снискания народного расположения, эти
мероприятия, однако, не достигли поставленной цели, так как распространился
слух, будто в то самое время, когда Рим был объят пламенем, Нерон поднялся на
дворцовую стену и стал петь о гибели Трои, сравнивая постигшее Рим несчастье с
бедствиями древних времен» (Тац. Анн. XV, 39).В народе поползли слухи,
обвиняющие Нерона в поджоге Рима якобы для того, чтобы на месте старого города
построить новый и назвать его своим именем.
|
|