|
В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские
племена и народности и, в частности, на римлян, в культуре кото-
рых прослеживается влияние этрусков: типы храмов, почитание
этрусских божеств, парадная мебель царей и старейшин, фасции у
спутников магистратов и т.д.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ
Южными соседями этрусков были италийские племена латинов,
сабинян, эквов, герников и вольсков.
Местом поселения латинян был Лаций - область по левому бе-
регу нижнего течения Тибра. В Лации VIII-VI вв. до н.э. было
много мелких поселений, которые постепенно путем синойкизма
превратились в относительно крупные города-государства. Древние
авторы насчитывают их примерно тридцать (в их число входил и
Рим). Они составили союз во главе с г. Альбой-Лонгой.
Предания связывают истоки римской истории с греческой и тро-
янской.
По одной из распространенных легенд Альба-Лонга была основана тро-
янцем Энеем, прибывшим в Италию по морю после разрушения Трон.
Один из его потомков, четырнадцатый царь Альбы, Нумитор, был свергнут
своим коварным братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от законных пре-
тендентов на престол, Амулий посвятил в жрицы богини Весты дочь свергну-
того Нумитора, Рею Сильвию: весталки были безбрачными. Однако Рею
Сильвию посетил бог Марс, н она родила двух близнецов-Ромула и Рема.
По приказу Амулия дети были выброшены в корзинке в Тибр. Но божествен-
ные близнецы не погибли. Воды реки выбросили их на берег, где их вскор-
мила своим молоком волчица. Они были подобраны царским пастухом и
выращены им. Впоследствии тайна их рождения была открыта. Юноши по-
карали Амулия, вернули царство своему деду Нумитору и, собрав дружину
из молодых воинов, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый
^род, который по жребию получил имя одного из близнецов - Ромула. Во
Рельеф, изображающий брак бога войны Марса
и весталки Реи Сильвии-
матери Ромула и Рема
время ссоры Рем был убит братом, и Ромул стал первым царем Рима. Он
поделил граждан на патрициев и плебеев, разделил все население на курии
и создал войско, заложив основы могущества Рима.
Первыми жителями Рима, по преданию, были лишь спутники Ромула.
Чтобы получить жен для своих боевых друзей, Ромул пригласил на празд-
ник своих соседей-сабинян с их семьями. В разгар празднества римляне
бросились похищать сабинских девушек. Это привело к войне между рим-
ской и сабинской общинами. Однако сабинянки примирили своих отцов
и мужей, в результате чего произошло слияние сабинян и римлян в единое
государство, которое стало управляться двумя царями - Ромулом и сабиня-
нином Титом Тацием.
Вторым царем Рима, по преданию, бь^л сабинянин Нума Помпилий, кото-
рый учредил культы богов, жреческие и ремесленные коллегии. Его сменил
воинственный Тулл Гостилий, разрушивший Альбу-Лонгу и переселивший ее
жителей в Рим. После него правил Анк Марций, удачно восвавщий с лати-
нами, построивший мост через Тибр и основавший первую римскую коло-
нию, Остию, в устье Тибра.
Затем царем стал Тарквиний Древний родом из Этрурии. При нем
в Риме были созданы замечательные сооружения - цирк, храм на Капито-
лии, подземный сточный канал - клоака. Тарквиний был убит, а на царство
возведен воспитанный им сын рабыни, Сервий Туллий. Он провел социаль-
ные реформы и обнес город мощной оборонительной стеной. Седьмым,
последним царем, был будто бы убийца Сервия, его зять, Тарквипий Гордый.
Он правил как тиран, за что был изгнан. После этого в Риме была устано-
влена республика. Так излагают легенды начальную историю Рима.
Легендарный материал о возникновении и древнейшем периоде
римской истории можно считать истинным лишь частично. Для вос-
становления действительной картины необходимо использовать дан-
ные археологии.
В эпоху Империи городская территория Рима включала в себя
на левом берегу Тибра семь хол-
мов - Палатин, Эсквилин, Авен-
тин, Квиринал, Виминал, Целий
и Капитолий. В результате ар-
хеологических раскопок установ-
лено, что некоторые из этих
мест были заселены уже в
X-VIII вв. до н.э. На Палатине
жили люди, сжигавшие умер-
ших, в то время как на Эскви-
лине, Квиринале и Виминале
обитали поселенцы, хоронившие
покойников в земле. В палатин-
ских жителях ученые на основа-
нии тождества их погребальных
обрядов и урн с альба-лонгскими
видят латинян. Основываясь на
сходстве погребений, а также на
сабинском происхождении слова
<Квиринал>, исследователи счи-
тают обитателей других трех хол-
мов сабинянами.
Укрепленные селения были родовыми поселками, расположенны-
ми на вершинах и верхних склонах
|
|