Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Бокщанин А., Кузищин В. - История Древнего Рима
<<-[Весь Текст]
Страница: из 133
 <<-
 
 колонизована этрусками. Здесь
было образован союз этрусских городов во главе с Капуей. Наибо-
лее значительными из них были: Нола, Геркуланум и Помпеи.
Крупными этрусскими центрами в Северной Италии были города
Атрия и Мантуя, находившиеся на торговых путях в область вене-
тов и к Альпам, Фельзина, порт Спина и др. В Паданской Этрурии
было сильным культурное влияние греков. В некоторых городах
греки составляли значительную часть населения и входили в состав
правящей группировки, например в Спине.
Если на севере этруски мирно делили с греками господство на
Ардиатическом побережье, то в Кампании их соперничество приво-
дило к острым конфликтам. Естественным союзником этрусков про-
тив греков был Карфаген, претендовавший на господство в Запад-
ном Средиземноморье. В 5.35 г. до п.э. карфагеняне и этруски, объ-
единившись, нанесли грекам поражение в морском бою при Алалии
(Корсика). В результате этой победы этруски распространили свою
власть на всю Корсику.
Первая половина VI в. до н.э.- время максимального расцвета
этрусских городов и их экспансии в Италии. Однако в 524 г. до н.э.
этруски были разбиты греками сначала в Кампании, затем в Лации,
а в 474 г. до н.э. в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н.э.
падает влияние этрусков в Лации, а затем и на севере, где на этрус-
ские города обрушились кельты, ворвавшиеся в долину реки По
через перевалы в Восточных Альпах.
С чем же связано падение этрусской гегемонии в Италии? Пре-
жде всего, с внутренней слабостью этрусских городов-государств:
социальные противоречия подтачивали их изнутри. Не было крепкой
связи и между отдельными городами. Взаимное соперничество раз-
общало и ослабляло их, не позволяло создать единый фронт про-
тив италиков, греков и, позднее, кельтов. Неблагоприятно сказыва-
лось изменение ситуации в Восточном Средиземноморье: греко-пер-
сидские войны подрывали экономику этрусских городов, благосо-
стояние которых зависело от торговли с Востоком.
Однако, несмотря на падение политического могущества этрус-
ков, их культурное влияние оставалось доминирующим в северной
и средней частях полуострова до конца IV в. до н.э.
Большим признанием пользовались в древнем мире этрусские
прорицатели - гаруспики, носители этрусского учения, изложенного
в <Священных этрусских книгах>, известных нам по упоминаниям
античных авторов. <Священные книги> содержали предписания от-
носительно гаданий по внутренностям животных, по сверканию мол-
ний, по освящению городов и храмов и т.п.
Этруски считались искусными градостроителями. Они создавали
города по определенному плану, совершая при этом особые церемо-
нии, которые впоследствии были восприняты римлянами. Границы
будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запря-
женным коровой и быком. На местах, отведенных для городских во-
рот, плуг поднимался и борозда прерывалась. Города обносились
мощными каменными стенами и делились на кварталы. В центре
стоял храм, окруженный колоннами. Храм украшали изображения
богов и открытая площадка для гаданий.
Боги этрусков гневны и загадочны. Поэтому люди вынуждены
постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы (вплоть до
человеческих жертвоприношений). Самым могущественным божест-
вом этруски считали Вертумна, затем шли Тиния, Уни и Мнерва,
которые впоследствии были введены в римский пантеон в качестве
капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы). На почве
культа мертвых у них возникла вера в загробный мир, наполнен-
ный, как и земной, духами, большинство которых - злые и ко-
варные.
Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм.
Саркофаги знати обычно украшались скульптурами усопших. Изоб-
ражения передают индивидуальные особенности без всяких при-
крас - грубость черт, излишнюю полноту и т.п.
В этрусской культуре легко обнаруживаются восточные элемен-
ты. Камерные гробницы и в архитектурном и в техническом отно-
Ивниях напоминают могильные склепы Малой АЗИИ: мотивы и тех-
-ка изображений борющихся между собой диких зверей, львов и
негров, нападающих на коз и ланей, воспроизведение сфинксов, хи-
мер крылатых богов на саркофагах и утвари имеют свои прото-
Х в Передней Азии. Но с течением времени этрусская культура
больше впитывала греческие элементы. Этруски подражали гре-
 
Изображение этрусского божества
(<Аполлон> из Вей)
Статуэтка.
дней, несущий своего отца
Анхиза
кам в формах и орнаментах керамики. Заметной эллинизации под-
верглась духовная культура Этрурии. Этрусские божества приобре-
тали черты и функции греческих; образы греческой мифологии -
например, Геракл - и мотивы гомеровского эпоса были усвоены
этрусками
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 133
 <<-