|
олмов. Болотистые низины
между ними стали пригодны для жилья лишь со временем, когда
люди начали осушать их. Родовые общины вели сначала обособлен-
ный образ жизни, но постепенно, в течение VII в. до н.э. соседние
селения слились в одно. Первыми объединились жители Палатина и
Эсквилинского холма, а также лежащей под ним долины Субуры. На
Палатине была выстроена крепость этого нового поселка. Обитатели
его справляли ежегодно праздник Семигорья, название которого про-
изошло от семи остановок праздничной процессии. Впоследствии
это название и дало повод считать, что Рим возник на семи холмах.
Вскоре селение расширилось за счет присоединения общин Квири-
нала. Воспоминание об этом и содержит легенда о похищении са-
бинянок.
В том же VII п. до н.э. Целий был заселен этрусками и также
включен в состав возникающего города. В начале VI в. до н.э. ста-
новится обитаемым Капитолий, а низина между холмами - общей
базарной площадью <форумом>, будущим центром общественной и
политической жизни города Рима. На Капитолии была построена
крепость и храм Юпитера, что превратило Капитолий в религиоз-
ный и поенный центр Рима.
Так путем объединения различных поселков в единую общину
возник Рим. На заре своего существования будущая столица огром-
ной империи представляла собой беспорядочное чередование кри-
вых улиц, петляющих по невысоким холмам и сыроватым низи-
нам - постоянному рассаднику малярии. Жилища первых римлян
были весьма неприглядны: это даже не дома, а разбросанные без
всякого плана хижины из ветвей, обмазанные глиной и крытые соло-
мой или тростником. Но город стоял в удобном месте. Возвышен-
ности создавали естественную защиту от врагов, рядом протекала
судоходная река, в устье ее можно было добывать соль, вокруг было
много леса, а по склонам холмов - сочные пастбища.
Жители древнего Рима занимались в основном скотоводством,
земледелие играло меньшую роль. Немалое значение на первых по-
рах имели охота и рыболовство, а также добыча соли.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
РИМСКОГО ОБЩЕСТВА ЦАРСКОЙ ЭПОХИ
Первоначально территорию Рима занимали три племени, или
трибы,-Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этрус-
ки). Каждое из них состояло из 100 родов, объединенных в 10 ку-
рий. Таким образом, население древнейшего Рима, согласно леген-
дам, было организовано в 3 трибы, 30 курий и 300 родов.Ф. Эн-
гельс отмечал <печать искусственного образования> этой организа-
ции, но считал, что <при этом не исключена возможность, что яд-
ром каждого из трех племен могло служить подлинное старое
племя>> ^
Род был естественно сложившейся единицей и, подобно грече-
скому роду, был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родо-
вое имя производилось от имени реального или мифического предка.
Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корне-
лии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели зем-
лей, обладали общим местом погребения, имели общие религиозные
празднества. Так, род Юлиев почитал свою прародительницу Вене-
ру и Аполлона, Петиции и Пинарии отправляли культ Геркулеса,
Навции - культ Минервы. Сородичи обязаны были помогать друг
другу и не вступать в брак внутри рода. Число членов рода было
различным: род Фабиев, например, в V в. до н.э. насчитывал 306,
а Клавдиев в VI в. до н.э.-5 000 лиц мужского пола.
Родоплеменная община римлян возглавлялась сенатом, т.е. сове-
том старейшин трехсот родов. Как родовладыки, они назывались
отцами. Сенат обсуждал все дела, которые окончательно решались
на народном собрании. Оно собиралось по куриям, откуда его назва-
ние - куриатные комиции. Зд^ь. в числе прочих важных дел, вы-
бирался царь, напоминающий греческого басилевса. Ему принадле-
жали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верхов-
ного судьи.
Члены родов, а через них триб составляли римский народ.
Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального
рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации
в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и
внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья.
Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать
на
|
|