|
ого уже
было расколото на классы. Этруски основали монархическое госу-
дарство во главе с царем (гех). Однако это была примитивная мо-
нархия, сильно ограниченная в своей компетенции народным собра-
нием, сначала собраниями по куриям, а затем по центуриям.
Восстание местного населения Рима в конце VI в. (около
510 г. до н.э.) ликвидировало монархию; было установлено, что
общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старей-
шины магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма
правления (V-1 вв. до н.э.).
Высшим государственным органом считалось народное собрание.
Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заклю-
чало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апел-
ляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание
избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находи-
лась вся исполнительная власть.
В Риме собирались три вида народных собраний -комиций (от
лат. слова comitia-сходка); до реформ Сервия Туллия в середине
VI в. до н.э. народные собрания собирались только по куриям и
назывались куриатными комициями. Они были единственным видом
народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями
патрициев с сильными пережитками родового строя и не включали
плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении римского го-
сударства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и
создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем,
что в V-IV вв. до н.э. основные вопросы в римском государстве
порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и пле-
беев, значение куриатных комиций сильно упало, и решающее зна-
чение в государственной жизни приобрели собрания римских граж-
дан по центуриям, в которые входили как патриции, так и
плебеи.
Центуриатные комиций собирались высшими должностными ли-
цами - консулами за городской чертой Рима, на Марсовом поле
(Маре-бог войны). Все римские граждане выставляли 193 центу-
рия, из них самые богатые-первый класс-98 центурий, т.е. больше
половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один
голос* Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала
центурии первого класса, затем второго, третьего и т.д. Если за предло-
жение голосовало больше 50% голосов центурии, голосование пре-
кращалось, а предложение становилось законом. При подобном по-
рядке голосования все вопросы решались 98 центуриями 1 класса,
т.е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический
характер центуриатных собраний вызывал недовольство широких
слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию цен-
туриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во
второй половине III в. до н.э. была проведена демократическая
реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял
разное число центурий, и следовательно, имел неодинаковое количе-
ство голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное ко-
личество центурий - 70, а всего в Риме стали насчитывать 373 цен-
турии (5 классов по 70 == 350 +18 центурий всадников +5 центурий
ремесленников и пролетариев).
В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное го-
сударственное значение собрания плебеев по территориальным ок-
ругам - трибам (римская территория делилась на 35 территориаль-
ных округов-триб, 4 городские и 31 сельская). Первоначально
трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в про-
тивовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление по-
литического значения плебеев привело к росту государственного
авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а
затем 287 г., решения трибутных плебейских комиций признава-
лись законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях
стали принимать участие и патриции, а этот вид народного соб-
рания ко II в. до н.э. стал основным и решающим в государстве.
Трибутные комиций, связанные по своему происхождению со сход-
ками плебейских масс, с самого начала отличались демократиче-
ским характером. Все 35 триб имели независимо от состава насе-
ления один голос и пользовались одинаковыми правами. Демокра-
тический характер трибутных комиций усилился после реформ
Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торгов-
цы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписы-
ваться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сель-
ские трибы, и тем самым оказывать свое влияние на более широкую
массу населения.
Несмотря на известную демократизацию римских народных соб-
раний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии
оказывались даже самые демократические трибутные комиций. На-
родное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистра-
тами и предварительно обсужденные в сенате, т.е. у него не было
права законодательной
|
|