|
лучшую долю добычи, а также на исключительное право всту-
пать в сенат, становиться военными вождями и т.п. Эта родовая
верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бед-
ные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся
в разных видах зависимости, зачастую сходных с патриархальным
рабством. Итак, родовая организация римлян разрушалась. Этот про-
цесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям,
территории Рима оказалось новое население из покоренных, пре-
имущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе
чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название
плебс, т.е. множество.
Плебеи были свободны, они добились права частной собственно-
сти на землю, занимались ремеслом и торговлей. В имущественном
отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родо-
выми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу
этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала
в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые
организации коренных римлян, были политически бесправными.
Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным
патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отно-
шения зависимости - <клиентелы>. Патрон - покровитель-патриций
принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял часть
земли, защищал его в суде. <Клиент> (т.е. верный, послушный) во
всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его ро-
дом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.
В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимуще-
ственно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные
римляне.
В конце царской эпохи (VI в. до н.э.) римское общество уже
хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения
уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались
в государственные. Этот процесс в Риме был ускорен этрусским
завоеванием.
По мнению большинства историков, последние три римских ца-
ря - Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквикий Гордый, по
происхождению этруски - личности исторические. Предания рисуют
их правителями, старавшимися укрепить свою власть. Для этого им
необходимо было опереться на военную силу, располагать войском,
независимым от родовой организации, возглавляемой патрициями.
В борьбе с последними цари использовали растущую массу плебеев.
Проведение соответствующей реформы приписывается шестому ца-
рю - Сервию Туллию.
Согласно римской традиции, Сервий Туллий поделил все муж-
ское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущест-
венных разрядов. Критерием имущественного состояния был земель-
ный надел, но в рассказе позднего автора, повествующего о рефор-
ме, дана его стоимость в денежном выражении. К 1 классу были
отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в
100000 медных ассов. Минимальным размером для II класса было
имущество в 75 000 ассов; для III -- 50 000, для IV - 25 000, для
V - 11500 ассов. Все бедняки составляли VI класс-пролетариев,
богатством которых было лишь их потомство.
Каждый класс выставлял определенное количество войсковых
единиц-центурий (сотен): 1 класс-80 центурий тяжеловоору-
женных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; II класс - 22;
III - 20; IV - 22; V - 30 центурий легковооруженных и VI класс -
одну центурию, в общем 193 центурии.
Взамен старого деления на три племени - трибы, Сервий поде-
лил всю римскую территорию на округа, которые сохранили назва-
ние триб.
Значение реформ Сорвия Туллия огромно. Рядом с древними
племенными собраниями - куриатными комициями - вырос но-
вый вид народных собраний по центуриям, в которых участвовало
все военнообязанное население. К этим центуриатным комициям
перешло решение всех важнейших вопросов в жизни римской общи-
ны, куриатные же комиции потеряли значение.
Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением тер-
риториальных округов, выдвижением на передний план людей бога-
тых, а не просто родовитых, Сервий Туллий нанес сокрушительный
удар по институтам родового строя.
В современной исторической науке высказываются мнения о том,
что Сервию было приписано много установлений более позднего
времени. В частности, указывается на то, что проведение центури-
атной реформы и слияние патрициев и плебеев в один народ могли
иметь место не ранее V-IV вв. до н.э.
Однако можно сказать, что Сервий Туллий, создав территориаль-
ные трибы и единое войско из патрициев и плебеев, положил на-
чало включению плебеев в состав римского гражданства. Сервиева
реформа была торжеством государственности. Отмечая это, Ф. Эн-
гельс писал: <...Так... в Риме, еще до упразднения так называемой
царской власти, был разрушен древний общественный строй, поко-
ившийся на личных кровных уз
|
|