|
м нужно было изучить религию ацтеков, чтобы активно противостоять
тому, что они считали пережитками
языческого сознания. Однако
какими бы мотивами ни руководствовался Саагун, действовал
он в высшей степени объективно, собирая сведения об индейцах примерно так же,
как работают современные антропологи.
Он детально и подолгу разговаривал
с ацтеками, а местные писцы все подробно записывали. В результате появилась
"Всеобщая история Новой Испании ", литературный
памятник, богатый сведениями
по ацтекской культуре. Другой памятник, "История
индейцев Новой Испании ", написанный
монахом Диего Дура-
ном, также предлагает вниманию читателя детальное и сочувственное описание
ацтеков. Завершенная в 1591 г., отправленная
в Испанию и там благополучно забытая, "История
" Дурана была обнаружена и переписана только в середине
1800-х годов, хотя текст ее носит следы правок, сделанных, очевидно, другими
монахами из соображений цензуры. Стараясь
быть объективным и смотреть на события с точки зрения
индейцев, как заявлял сам Дуран, он вынужден был писать
"как о великих и героических деяниях Кортеса, так и о страшных, и жестоких,
бесчеловечных его поступках".
С помощью местного населения монахи составили словари
и глоссарии языка науталь, который тогда еще бытовал
среди индейцев и не был письменным, а также копии ацтекских
кодексов, ярко иллюстрированных книг, сложенных в виде гармошки. На страницах
этих кодексов, ныне хранящихся
в музеях Европы, Северной Америки и Мексики, можно
увидеть изображения церемониальных сцен и пиктографические
надписи — глифы, символические знаки, которые передают не столько слова,
сколько родственные между собой
понятия. На практике они служили мнемоническим целям
— по рисункам сказитель вспоминал сюжет устного рассказа.
Как и оригиналы, копии XVI и XVII веков написаны на листах из оленьей кожи или
бумаге из коры деревьев. Красочные
и живые страницы кодексов повествуют не только о древнем периоде истории
ацтеков, но и о временах непосредственно
перед появлением Кортеса. Рисунки изображают
празднично одетых жрецов и аристократов, победы ацтеков
над соседними племенами, эпизоды из сказаний о богах, а также роковое прибытие
испанцев и то, как они окончательно
разрушили ацтекскую культуру.
К 1519 г., "1-му году Камыша" согласно ацтекскому календарю,
болотистое озеро Тецкоко было покрыто густой сетью зданий, воздвигнутых
несколькими поколениями строителей,
— великолепными храмами, дворцами, домами знати и общественными площадями.
Вокруг них теснились многочисленные
жилища ремесленников, купцов, крестьян и других
членов строго организованного ацтекского общества. Те-ночтитлан, в котором
проживало около 200000 жителей, являлся центром обширных земель, над которыми
беспощадно властвовали ацтеки.
Почти все время находясь в состоянии войны с кем-нибудь
из соседей, ацтеки требовали с покоренных народов шкуры
животных, драгоценные камни, медь и золото, ткани, съестные
припасы и другие материалы и продукты в качестве дани. Кроме того пленных,
взятых на поле боя, ацтеки ежегодно требовали
людей для человеческих жертвоприношений, предназначенных
богу войны Уитцилрпчтли и богу дождя Тлалоку.
Прежде чем стать повелителями долины Мехико, ацтеки
почти столетие претерпевали трудности и лишения. Согласно
легендам, их предки в свое время получили божественный
приказ покинуть свою родину — остров, на котором они вели райскую жизнь. Это
место называлось Ацтлан, что переводится как "место, где живут цапли"; сейчас
ученые предположительно помещают его в северо-западной Мексике.
Пробродив более 100 лет по пустыне и с трудом добывая
19
себе скудное пропитание в засушливых землях, ацтеки, т.е. "люди Ацтлана",
пришли наконец в густо населенную долину
приблизительно в конце XII столетия. Там их встретили как незванных пришельцев,
но воинственные ацтеки, послужив
какое-то время другим племенам, в конце концов подчинили
себе десятки городов-государств. Обладая непреклонной
волей к победе, воинским мастерством, большой социальной сплоченностью, а также
способностью перенимать
культурные достижения, ацтеки создали цивилизацию, подобную тем, что процветали
в Египте и Месопотамии несколькими
тысячелетиями ранее, только удалось им это сделать
гораздо быстрее.
Трагической чертой этой цивилизации была ее обреченность.
В самом деле, когда в феврале 1519 г. Кортес покинул
Кубу, где провел 8 лет, судьба ацтеков уже была предрешена.
Диего Веласкес, губернатор Кубы, назначил Ко
|
|