|
ны не имеют
права носить хлопковую одежду, но только одежду из волокон магуея", — гласит
правило. Простолюдин
не мог носить накидку длиннее колен, если только его колени не были покрыты
боевыми шрамами. Более того,
"никто, кроме великих людей и вождей, не должен строить дома в два этажа под
страхом смерти".
Список преступлений, караемых смертной казнью,
был довольно обширен. Если человека в первый
раз видели пьяным в общественном месте, ему обривали
голову и разрушали его дом; повторение подобного
грозило смертью. По крайней мере таково было правило для плебеев, у
аристократов же дело никогда не доходило до повторения проступка. Согласно
закону Мотекусомы I, нарушивших супружескую
верность побивали камнями и бросали либо в реку, либо на съедение стервятникам.
Судей карали
смертной казнью за взятки, сборщиков налогов
— за хищение и растрату. Логика в этом была довольно проста: ничто не может
быть оценено выше, чем порядок и благопристойное поведение.
Несмотря на классовые различия, все ацтеки почитали
общественные стандарты и общепринятые нормы поведения.
Кроме того, все они наслаждались одними и теми же удовольствиями, благоговели
перед одними и теми же таинствами,
разделяли одни и те же слабости, страдали от одинаковых
страхов. Знатные и простолюдины одинаково радовались
рождению ребенка. Если женщина сообщала, что она беременна, это известие не
оставляло равнодушным ни одного члена общины. Старшие члены семьи давали советы
молодым
родителям и выбирали повивальную бабку.
Когда начинались роды, будущая мать принимала горячую
ванну и выпивала отвар из лекарственные трав, который должен был помочь ей при
родовых схватках. Если он не помогал,
применяли измельченный хвост опоссума. В кодексе Бор-боникус, наиболее богато
иллюстрированном и самом подробном,
есть изображение рожающей женщины — она присела на корточки и при ней находится
повивальная бабка. После символического боевого крика бабка перерезала
пуповину. Пуповину мальчика закапывали на поле боя в надежде, что он
когда-нибудь станет великим воином,
а пуповину девочки закапывали под очагом в знак того, что она будет хозяйкой
дома.
Вскоре после рождения отец посылал за предсказателем,
который определял знак ребенка — наиболее важный символ его судьбы.
Предсказатель справлялся с
особым 260-дневным календарем (отличным от 365-дневного ритуального солнечного
календаря), который состоял из комбинаций
13 чисел и 20 названий дней. Самыми благоприятными
для рождения считались дни 10-й Орла, обещающий
141
143
новорожденному силу и смелость, и 11-й Грифа, дарующий долгую и счастливую
жизнь. Несчастный ребенок, родившийся
1-й день Ягуара, мог закончить жизнь в рабстве или на жертвенном камне. Правда
благоприятный знак, находящийся
по соседству, мог отменить нежелательные последствия, особенно если ребенку
давали имя в счастливый день.
Рождение отмечали 4 дня, в течение которых родственники
приходили к супругам с подарками и все вместе они совершали определенные
ритуалы. Входя в дом, они натирали
свои суставы пеплом, чтобы предохранить ребенка от хромоты
и ревматизма. Они также следили за огнем, чтобы он не погас и чтобы никто не
вынес из дома ни одного полена, "а иначе у ребенка отнимется слава", — сообщает
Саагун.
Обучение, к которому подходили очень серьезно, начиналось с 4 лет, когда детям
давали простые задания: мальчикам
принести воды, а девочкам выучить названия предметов,
необходимых в домашнем хозяйстве. Позже в семьях простолюдинов
мальчиков обучали управлять лодкой и ловить рыбу. Девочки учились прясть нити
из волокон магуея и хлопка,
молоть зерно, подметать дом, ткать на ткацком станке.
Формальная система образования включала школы нескольких
типов. Куикакалли, или "дома песни", прикрепленные
к храмам, предназначались для детей знати и средних классов. Их посещали
мальчики и девочки их в возрасте 12—15 лет и не только учились там петь и
исполнять ритуальные танцы, но и узнавали об истории своего народа и его
религиозных
верованиях. В песнях, которые они иногда пели до самого
вечера, рассказывалось о сотворении мира, повествовалось о жизни и смерти,
произносились славословия божествам. Молодым людям предстояло занять весьма
важное место в обществе, где песням и пляскам отводилась огромная роль.
Школы другого типа, прикрепленные к храмам, назывались
калтекак, буквально "ряд д
|
|