Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: История Мексики :: АЦТЕКИ: ИМПЕРИЯ КРОВИ И ВЕЛИЧИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 50
 <<-
 
 некое моральное обоснование.
Большинство были добровольными
рабами — людьми, которые впали в
139
крайнюю нищету или по лени, или из-за ряда неудач. Церемония
требовала добровольного отречения человека от своей свободы — это служило 
гарантией, что с ним поступят честно.
Во время церемонии, на которой присутствовали 4 заслуживающих
доверия свидетеля, рабу назначали цену, обычно
партию плащей-накидок. Обычно ему позволялось оставаться свободным, пока за 
него не заплатят требуемую сумму, что могло длиться целый год. Затем он 
поступал в распоряжение покупателя — торговца, которому нужны были носильщики, 
или знатного аристократа, которому требовались
рабы в поместье или в домашнем хозяйстве.
Раб трудился бесплатно, но сохранял все права свободного
человека. Он мог владеть собственностью и даже покупать собственных рабов, если 
позволяли средства. Он мог жениться на рабыне или даже на свободной женщине, и 
в любом случае его дети рождались свободными. Некоторые повышали свой 
социальный статус, становясь управляющими
поместий или мужьями вдов умерших хозяев. Рабыни часто становились наложницами 
хозяев. Один из ацтекских правителей,
Ицкоатль, был сыном рабыни.
Даже плохие рабы могли надеяться на защиту со стороны
закона. Тот, кто ленился и плохо исполнял обязанности,
должен был трижды понести наказание в присутствии свидетелей, и только потом 
хозяин мог от него избавиться. Его заключали в деревянные колодки и отводили в 
невольничью
секцию рынка. Если от него отказывались 3 хозяина,
перед ним открывалось мрачное будущее: его
могли продать для жертвоприношения.
Всегда сохранялась возможность вновь обрести
свободу. Если раб оказывался достаточно бережливым
и мог скопить необходимую сумму, он выкупал
себя из рабства. Часто хозяева указывали в
завещании, чтобы их рабов освободили после смерти.
Не лишали шансов даже самых отъявленных смутьянов. Согласно
одному из самых курьезных ацтекских обычаев, если раба собирались продать на 
рынке, он мог вполне законно предпринять попытку к бегству. Преследовать его 
могли только
хозяин и хозяйский сын, а если кто-то другой включался в погоню, то этого 
помощника могли самого обратить в рабство.
Если беглец достигал дворца правителя, расположенного
немногим больше мили от рынка в Тлателолько, то он сразу же становился 
свободным.
За исключением некоторых самых неисправимых рабов, ацтеки во всем ценили 
порядок и достоинство. Они считали
140
себя высшими существами по сравнению с северными кочевниками-
варварами. Особенно почитались воспитанность и вежливое поведение, нахальство и 
непокорность порицались.
Цивилизованный человек должен был ходить тихо, есть аккуратно, уважать старших 
и говорить с достоинством.
Записи Саагуна донесли до нас физический идеал ацтекского
юноши — "стройного, как камыш, высокого и тонкого,
как крепкий тростник, хорошо сложенного, не толстого
и чрезмерно не упитанного; не низкого, но и не слишком высокого". Женщины также 
стремились во всем показывать чувство меры. Они осветляли свою 
коричнево-бронзовую кожу специальным веществом, называемым "желтой
землей" и изготовляемым из охры. За исключением проституток,
женщины Теночтитлана избегали яркой косметики и татуировок, обычных для 
жительниц некоторых других городов. Одна из хроник донесла до нас обращение 
отца к своей дочери: "Послушай меня, дитя: никогда не крась свое
лицо, никогда не крась губы в красный цвет, чтобы
казаться привлекательной. Красками и косметикой
пользуются только женщины легкого поведения — бесстыдные создания. Если хочешь, 
чтобы твой муж любил тебя, одевайся прилично,
умывайся, стирай свое платье". Такое описание
дает возможность предположить, что воинственный
народ в повседневной жизни был строг и скромен. Это подтверждается и беглым 
взглядом
на законы, призванные поддерживать порядок
в обществе — если они нарушались, виновные
несли суровые наказания.
Ношение не подобающих по социальному положению одежд рассматривалось как 
серьезное преступление и иногда даже наказывалось смерт-
ной казнью. Согласно указу, провозглашенному Мотекусомой I и сохранявшемуся 
вплоть до появления
испанцев, только представители знати могли носить одежду из хлопка. 
"Простолюд
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 50
 <<-