|
находился в подчиненном положении. Эти должностные лица, когда-то
выбираемые всем ацтекским народом, к концу XV века почти исключительно
назначались правителем.
За пределами круга этих лиц, занимавших высочайшие
должности, находилось еще множество людей, считавшихся
представителями правящего класса. Кроме жрецов и воинов, к ним принадлежали
сборщики налогов, судьи, писцы,
посыльные, блюстители порядка. "Были даже ответственные
за уборку", — замечает Дуран. Однако основные единицы
политической организации были связаны с образом
жизни простых людей. Теночтитлан был поделен
на десятки небольших районов, называвшихся
кальпулли, буквально "большие дома", и каждый возглавлялся выборным главой —
калъпуллеком. Изначально многие кальпулли были родовыми группами, но к XVI веку
они стали группами территориальными,
владевшими определенным участком земли. Совет кальпулли во главе с
кальпул-леком определял, сколько земли предоставить
каждой семье. Когда-то, когда каль-пуллек был предводителем рода, он обладал
значительной властью, но потом он превратился
в обычного мелкого чиновника и большинство его полномочий перешли к городскому
совету.
Общинники кальпулли и два низших класса — крестьяне и рабы являли собой основу
государства: они обрабатывали землю,
строили храмы, дворцы и дамбы, производили все, от грубых накидок до
произведений искусства. Особенно общество
почитало ремесленников и мастеров.
Черты этой каменной маски выполнены с реализмом, присущим всем ацтекским маскам,
но не типичным для искусства ацтеков в целом. Эта маска слишком тяжела для
того, чтобы ее носить на лице, и как ее использовали, никто ныне не может
сказать.
137
Их называли тольтека, как и этническую группу, населявшую долину до появления
ацтеков; этот народ считался предшественником
ацтеков и почитался ими
за превосходные художественные произведения.
Тольтека стремились жить обособленными
группами и входить в отношения
только с почтека, которые продавали им перья, драгоценные камни
и золото и покупали у них украшения,
щиты, маски и другие изделия.
В некоторых письменных источниках,
появившихся после испанского завоевания, рассказывается об отношении
ацтеков к искусству. Они ценили в искусстве ясность и реализм наряду с
религиозным
и церемониальным содержанием.
Произведения искусства имели
мастеров ходила слава, что они могут создать птицу с движущимся
языком или рыбу со всеми мельчайшими чешуйками.
Естественно, что более всего внимания ремесленники уделяли священным объектам,
и многие из них сохранились до сих пор. Во время раскопок Великого храма в
начале 1980-х археологи обнаружили изящнейшие фигурки из нефрита и жадеита,
несомненно, предназначенные для подношения богам.
Мастера изготовляли узорчатые сосуды для октли, или пульке, наркотического
напитка, получаемого из растения магуей и потребляемого во время определенных
ритуалов.
Жизнь среднего горожанина проходила в разнообразных
занятиях. Практически в каждом доме женщины весь день пряли, ткали, мололи
зерно. Мужчины изготовляли горшки, дубили кожу, вырезали по дереву, строили,
отесывали
каменные блоки. Несмотря на строгую социальную дифференциацию, члены этого
среднего класса могли занять
большую ценность в немалой мере еще и
потому, что общество еще не знало денег.
Саагун записал расхожее представление:
"Что бы мастер ни делал, он передает действительность,
он стремится правдиво передать то, что есть. Если он делает черепаху, то она
похожа
на настоящую: с похожим панцирем, с головой,
которая как будто высовывается из-под него, с
лапами, которые как будто движутся". Про некоторых
Этот изящный хрустальный череп XV века, всего лишь 4 дюймов (10,16 см) в
диаметре, напоминает о теме, общей для всего ацтекского искусства, о смерти.
более высокое положение разными путями — отличившись на поле боя, став жрецами
или исполнив особую службу представителям
знатных семей.
В самом низу общественной пирамиды находились рабы. Месоамериканская система
рабства совершенно отличалась
от жестокой практики испанцев, посылавших рабов
на изнурительный труд в каменоломнях и выжигавших
им клейма на лицах. Лишь немногие
из ацтекских рабов были пленниками.
Многие по происхождению были
ацтеками, они составляли социальную группу тлакотин, и их образ жизни мало чем
отличался от образа жизни рядовых
общинников. Они становились рабами
по двум причинам: либо их обвинили
в преступлении, либо они сами продали себя в рабство. Ацтекская система
рабства, таким образом, имел
|
|