|
ку. Кортеса поразило
разнообразие лекарственных трав и корней, смесей, притираний и мазей,
предлагаемых в лавках лекарей. Можно было купить даже любовное зелье наряду с
другими предметами, необходимыми для колдовства. Повсюду возвышались
горы глиняных горшков, деревянных чашек, тростниковых
ковриков, в изобилии продавались метлы и корзины.
Особенно впечатляло место для торговли одеждой. Здесь можно было свободно
купить все, начиная от грубых тканей для повседневной носки и заканчивая
шкурами диких животных
и причудливо расшитыми плащами и юбками. Товары
в этих лавках были самыми красочными на всем рынке. "Там имеется много сортов
хлопковой пряжи, — сообщает Кортес, — мотки всех цветов, и это походит на
шелковый рынок в Гранаде, только гораздо больше по размеру". По богатству
оттенков они могли соперничать только с лавками для мастеровых-художников, где
было столько разных красок,
"сколько можно найти и в Испании".
Каким бы шумным и многолюдным ни был рынок,
в глаза сразу бросался царивший на нем порядок. Бер-наль Диас, солдат Кортеса,
подивился не только невиданному
зрелищу, но и "методичности и порядку во всем". Площадь была поделена на районы
согласно продаваемым товарам или предоставляемым услугам. Все предметы
продавались по количеству
или по длине, но, насколько мог заметить Кортес, никогда по весу. Монет и
бумажных денег не существовало,
129
130
и некоторые товары выполняли роль средства обмена. Обычно для этих целей
использовали какао-бобы, но распространен был счет и на накидки, или плащи,
называемые куачтли. 100 бобов приравнивались 1 куачтли, этого было достаточно,
чтобы
купить выдолбленную лодку или 100 листов бумаги, 2 куачтли стоила партия
кочинеаля — красной краски, производимой
из насекомых. Более дорогие товары, такие, как доспехи
воина, плащ, украшенный перьями, или драгоценности,
обменивались на множество накидок, медные лезвия топориков или золотой песок.
Раб стоил 30 накидок, за 40 можно было купить раба, обученного петь и танцевать.
Люди расхаживали вдоль прилавков, вступая в разговор
с торговцами или беседуя между собой. Время от времени
среди общего гула толпы раздавался чей-нибудь гневный голос, обличавший
торговца в нечестности или в завышении цены. Подобные конфликты требовалось
решать как можно быстрее. Кортес пишет: "На этой огромной площади стоит большое
здание, служащее им судом; там заседают 10—12 человек.
Они разбирают все споры, что случаются на рынке, и выносят приговор
преступникам. Есть и другие люди, которые
ходят между рядов, осматривают и измеряют товары; видели даже, как они
уничтожали плохие изделия".
Судьи и контролеры были выходцами из особой социальной
группы профессиональных торговцев, почтека. В их число не входила огромная
масса уличных торговцев, лоточников,
содержателей прилавков. Почтека были странствующими
купцами, занимавшиеся весьма выгодной торговлей с так называемыми Жаркими
землями на юго-востоке. Будучи властителями экономики, они стояли всего лишь на
ступень ниже правящей знати. Жили они в отдельном районе города,
довольно замкнуто, браки заключали только между представителями
своего класса и поклонялись своему богу — Яка-текутли, "ведущему владыке".
Эта социальная группа была довольно сложно устроена,
как и общество в целом. Огромную роль в их предприятиях
играли ритуалы. В каждом из 10 городов ацтекской конфедерации имелись свои
почтека, их корпорации управлялись
несколькими престарелыми купцами, которые больше
не ходили в торговые походы. Караваны вели текуненен-ке, или путешествующие
вожди, т.е. опытные торговцы, которые чем-то прославились в прошлом. Их
сопровождали молодые ученики, которых еще только предстояло обучить всем
хитростям торговли с чужеземцами. Поскольку караванам
грозила опасность со стороны разбойников, некоторые торговцы
были вооружены; это были либо текъяуалоуаниме, "те, кто окружает врага", или
более грозные текуаниме, или "дикие
звери". Они не только защищали караван, но и помогали
убедить непокорные общины принять ацтекские условия договора. В долгих
экспедициях, занимавших несколько лет и достигавших территории современной
Панамы, решающую роль играли науалостомека, переодетые торговцы. Они могли
говорить на языках отдельных народностей и, таким образом,
играть роль шпионов, вынюхивающих все вокруг.
К длительной экспедиции необходимо было тщательно
подготовиться. Ацтекские товары, предназначенные для обмена на экзотические
предметы, собирали вместе и распределяли
между носильщиками, которые за день могли переносить
тяжелый груз на 30—40 миль. Тщательно провод
|
|