|
посвятивший свою жизнь
изучению цивилизации ацтеков, заметил, что общественные церемонии порой
переходили в "турниры красноречия", на которых ораторы — не только мужчины, но
и женщины из знатных семей пробовали свои силы в словесной игре и составлении
метафор. Самым стандартным приемом было соединить
два слова или две фразы для того, чтобы выразить отвлеченное понятие. Например,
слова "жадеит" и "перья" вместе обозначали "красоту". Сам язык науатль, до сих
пор славящийся мелодичностью, в переводе значит "изящная речь".
127
кие прекрасные песни? Земля не рождает таких, каких я ищу".
Роль языка возрастала по мере развития общества. За несколько десятилетий до
прибытия испанцев искусно разработанный
язык стал символом власти и изысканная речь отделяла одни общественные классы
от других. Ацтекские правители традиционно носили два титула: тлакатекутли,
"владыка людей", и уей тлатоани, "великий оратор". Власть Мотекусомы II, как и
его предшественников, держалась на его воинской доблести, но и его ораторские
способности, особенно когда он выступал на совете чиновников, жрецов и
полководцев, играли немаловажную роль.
Простолюдинам предоставлялась возможность поупражняться
в красноречии в различных общественных местах,
одно из которых, самое огромное, было торговым центром
кипевшего жизнью города. На север от Великого храма, в городе Тлателолько,
который Теночтитлан присоединил к
Высочайшей формой искусства
была поэзия, обозначавшаяся
в науатле сочетанием
слов "цветок" и "песня". Поэты были одними из самых уважаемых представителей
общества
и не сомневаясь упоминали
о себе в своих произведениях.
Иногда и знать, и даже правители пробовали свои силы в сочинении поэм; одним из
самых
известных сочинителей является
Неауалькойотль, правитель
Тецкоко, чьи стихи пели в течение десятилетий после его смерти в 1472 г.
Как и их современные собратья,
ацтекские поэты выбирали
темами своих произведений мимолетность красоты и страдания
художника: "Страстно мое сердце жаждет цветов. Я страдаю от песен, но творю их
на земле я, Куакуацин; я желаю обрести цветы, которые бы не рассыпались
в моих руках. Где мне найти
такие прекрасные цветы, та-
Храмовая площадь Тлателолько, показанная
на этой фотографии в окружении современных зданий, когда-то служила центром
культовой и церемониальной жизни города, находившегося в непосредственной
близости от Теночтитлана. Сразу за площадью начинался самый главный в империи
рынок.
себе, располагался рынок, превосходящий все, какие удавалось
видеть испанцам. С его территории доносился великий шум— там множество людей
занимались ежедневной деятельностью—
куплей и продажей. Во втором письме Карлу
V Кортес долго описывает это место и предметы, которые там продавались. Хотя он
сам сознается, что его описание неверно, поскольку многое он забыл, а названий
многих вещей
не знал, письмо дает представление об огромнейшем количестве продаваемых
товаров. "Там есть большая площадь, в два раза больше подобной в Саламанке, —
пишет он, — она окружена аркадами и туда ежедневно приходит 60000 человек,
чтобы купить что-нибудь или продать, где можно найти все виды товаров,
производимых в той земле: как продукты
питания, так и украшения из золота и серебра, свинца,
латуни, меди, олова, камня, раковин, костей и перьев. Они также продают известь,
необожженные кирпичи, черепицу,
обработанное и необработанное дерево разных видов". Среди продуктов, ежедневно
доставляемых на рынок, были кукуруза (маис), бобы, соль, мед, перец чили,
помидоры,
различные фрукты, съедобные корни, орехи, рыба, лягушки и яйца насекомых,
считавшиеся деликатесом.
Продавалось также огромное количество птицы и дичи. "Там есть улица, где они
продают дичь и птиц, каких только можно встретить в этой стране, — сообщал
Кортес в письме,
— индеек, куропаток и перепелов, диких уток, мухоловок,
горлиц, голубей, попугаев, орлов и филинов, соколов, ястребов-перепелятников и
пустельг; они продают и шкуры хищных птиц вместе с когтями, перьями и головами.
Они продают кроликов и зайцев, оленину и маленьких собачек, которых они
разводят для еды".
Люди приходили в Тлателолько, чтобы удовлетворить практически все бытовые нужды.
У парикмахеров можно было побриться и помыть голову. В лавках можно было
приобрести
украшенные тыквы, обсидиановые зеркала и космет
|
|