|
оследняя жертва. Ныне кажутся бессмысленными
слова поэта: "Гордится собой город
Мехико-Теночтитлан. Здесь никто не боится умереть в бою. Это наша слава. Кто
сможет завоевать Теночтитлан?
Кто может потрясти основание небес?".
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Шочипилли, бог музыки, поэзии и празднеств, поднимает свое бессмертное лицо и с
песней обращается
к небу. Узор на подставке, вероятно, напоминает
о галлюциногенных
растениях. В кулаках бог когда-то сжимал трещотки, с которыми не расставался.
125
ЖИЗНЬ
АЦТЕКОВ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
рая может рассказать о той стороне их культуры, о которой не узнаешь, читая
описания кровавых обрядов, совершаемых
в Великом храме. Согласно Флорентийскому кодексу, воины, погибшие на поле боя,
направлялись прямиком в Восточный рай, где становились слугами Солнца, этого
"бирюзового
принца". Каждое утро перед рассветом они собираются
на обширной равнине и ожидают появления Солнца. Они встречают его громкими
радостными криками и бьют деревянными дубинками по своим щитам. Распевая песни
и танцуя, они провожают Солнце до зенита, а там его встречают
женщины, умершие при родах— тоже во время своего рода битвы, которые усаживают
пылающий шар на носилки и сопровождают его к месту заката.
Однако самое удивительное еще впереди. После 4 лет служения Солнцу духи воинов
возвращаются на землю в виде прекрасных птиц колибри, иволг или в виде бабочек.
Они появляются на земле, чтобы пить сок цветов.
Невозможно представить себе более противоречивого образа: жестокие, израненные
до смерти воины превращаются
в безобидных колибри и бабочек. В ацтекской культуре много подобных
противоречий. Любовь к кровопролитию уравновешивалась глубоким почитанием
красоты как в природе,
так и в искусстве, непокорный характер сдерживался
после смерти ожидала
естоких ацтекских воинов
своеобразная участь, кото-
На стенной росписи, выполненной известным мексиканским художником Диего Риверой
в 1945 г., на фоне озерного города изображен оживленный рынок. Предлагается
великое множество
товаров, включая изделия из перьев и плетеные корзины с разноцветным
зерном; по рядам расхаживают
торговцы, носильщики с ремнями, закрепленными на лбу, покупатели. Есть даже
проститутка, поднимающая
юбку. Картина "Великий город Теночтитлан" показывает нам цветущий
торговый центр таким, каким его видели испанские конкистадоры.
126
строгим социальным порядком и этическими нормами поведения.
Ацтеки создали сложное общество, которое, как и многие
другие поражают нас не только великими эпизодами и эпохальными сооружениями, но
и обыкновенными повседневными
мелочами.
В основе их культуры лежала
любовь к языку. Ацтеки заслуженно считаются одними из самых искусных ораторов,
поскольку они пользовались каждой возможностью для демонстрации
своего мастерства. Как на общественных собраниях,
так и в частной беседе ацтеки пускались в долгие перечисления исторических
событий
или принимались рассказывать
легенды о богах и героических
предках. Огромное количество произведений от поэм до мифов уцелело только
благодаря тому, что их записали
обращенные в католицизм
и обученные латинскому алфавиту местные жители.
Некоторые речи были тягостны для слушателей, особенно
когда старики принимались читать так называемые Поучения
старших — длинное перечисление советов и наставлений,
обращенных к молодым людям и в стихах обучающих их достойному поведению. Однако
такое случалось редко. Жак Сустель, французский ученый
|
|