|
ь следующий год.
Тлалоку, богу дождя и плодородия приносили в жертву детей. Будущие жертвы
покупали у родителей; сохранились записи ацтеков о том, что разыскивают детей с
двумя локонами
волос, рожденных в определенный день, и за них предлагается
высокая плата. Дуран подробно
описал их участь. Каждую весну
"вся знать
этой страны, цари, принцы и вельможи брали ребенка 7—8 лет и сажали его в
закрытые носилки так, чтобы его никто не видел". Процессия пересекала озеро
Тецкоко и поднималась
на вершину горы Тлалок, которая, по повериям мексиканцев,
была обиталищем туч и дождей. "Если они плакали,
— говорится в другом документе из хроники, — если слезы падали с их щек, то это
значило, что пойдет дождь". На вершине горы жрец убивал ребенка под рев труб,
раковин
и флейт, а его кровью омывал изображение божества. Если засуха продолжалась, то
могли принести в жертву еще одного ребенка.
Тем временем в самом Теночтитлане, в других закрытых
носилках у Великого храма сидела девочка, облаченная в одежды синего цвета —
цвета воды. Когда прибегали вестники
и сообщали, что жертвоприношение на горе совершилось,
ее отвозили на лодке на середину озера. Там ей перерезали
горло так, чтобы кровь стекала в воду, а затем тело бросали в озеро.
В июле 1980 г. в северо-западном углу пирамиды Тла-лока была сделана мрачная
находка. Раскопки обнаружили тайник, содержащий сосуды с изображениями Тлалока,
которые
лежали поверх костей 42 юных жертв. Судя по зубам, принесли в жертву детей от 3
до 7 лет. Скрытые признаки болезней дали возможность предположить, что среди
жертв было много детей со слабым здоровьем; подобные находки в Тлательолько
подкрепляют это предположение. Медицинское исследование показало, что детей,
скорее всего, задушили, а не распороли им грудь. Определить пол детей не
удалось.
Как в жертвоприношении Тлалоку непременными атрибутами
были вода и слезы, так и в жертвоприношениях Шиутекутли, богу огня, непременным
условием был огонь. Его жертв, одурманенных наркотиком, бросали в костер и
поджаривали на углях. Однако не успевали они умереть, как жрецы специальными
крюками вынимали из огня их тела, покрытые волдырями, разрезали им грудь и
вырывали сердце.
Некоторых жертв топили или душили, других кидали со скалы или запирали, чтобы
они сами умерли от голода.
Одним из самых странных обычаев было подношение богам так называемых вымытых
рабов. Этот обряд совершали торговцы. Торговец покупал раба или рабыню,
обученных пляскам
и пению. Он должен был выстроить для этого раба специальное
помещение, где позже тот и будет танцевать. Хозяин
преподносил щедрые подарки торговцам и военным,
107
На иллюстрации из Флорентийского кодекса, составленного под наблюдением
Саагуна, человек, предназначенный в жертву, сожалеет о своей печальной участи
перед тем, как жрец вынет у него из груди сердце. Затем два ацтека расчленяют,
варят и поедают его тело во время ритуального пиршества.
которые уже принесли в жертву своих рабов, и отправлялся в паломничество в
Точтепек, расположенный на восточном берегу озера. Вернувшись в Теночтитлан, он
начинал пышное
празднество, главным действующим лицом которого был его раб, облаченный в
прекрасные одеяния и увешанный украшениями.
В кульминационный момент обряда торговец поднимался
вместе со своим рабом по ступеням Великого храма и передавал его в руки жрецов.
Те вспарывали ему грудь и вынимали
сердце. Тело возвращали хозяину, чтобы тот приготовил
его и съел вместе с родственниками на праздничном пиру. "Отдельно в сосуде олла
они готовили зерна маиса, — писал историк Саагун. — Вместе с зернами они
подавали мясо раба. Они очень мало приправляли его; перец чили не добавляли,
только посыпали немного солью. И все родственники
хозяина ели это блюдо". Так торговец отмечал свой успех в делах и повышал свой
социальный статус.
Людоедство, которым сопровождалось большинство ацтекских
жертвоприношений, подчинялось строгим правилам. Поскольку верили, что жертвы
становятся божественными, их конечности считались священными и, согласно словам
историка,
"их поедали с трепетным почтением, как дар небес". Туловищу и внутренностям,
однако, оказывали меньшее почтение,
ими кормили диких животных в зверинце правителя.
Во многих случаях жертвы хладнокровно шли навстречу
собственной смерти, убежденные, что на том свете их ждет почет. Иногда даже
пленники, взятые на поле боя, отказывались
от предлагаемой свободы, хотя на чем основывалось такое поведение — на
религиозных верованиях, желании показать
мужественное безразличие к страданиям или стремлении
избежать презрения, остается неизвестным.
В конце концов кровожадные боги так и не смогли помочь ацтекам, они подвели их
в решающей схватке с завоевателями.
Почти 500 лет прошло с тех пор, как на вершине
Великого храма была принесена
|
|