|
ться.
Остальные по приказу Уицилопочтли покинули ночью
ее и ее последователей, которые основали в том месте город Малиналько. Историк
XVI века, пересказывающий эту легенду, добавляет: "и по сию пору жители
Малиналько пользуются
славой колдунов; говорят, они унаследовали этот дар от женщины, которая
основала их город".
Боги Малиналько были подземными обитателями и жили в пещерах. Возможно, именно
поэтому в этой опасной пограничной области ацтеки решили отметить свою победу
над последователями Малинальшочитль тем, что создали собственную
пещеру, украшенную символами их могущества. Может быть, ацтекский правитель
иногда и сам появлялся в этом темном храме и символически озирал свои владения
из горного гнезда.
Конечно, воинственность и требования дани не вызывали
у покоренных народностей благожелательности к своим
повелителям. Готовность, с какой города-государства переходили на сторону
Кортеса, показывает, насколько не любили ацтеков их соседи. Не было более
преданных испанцам
союзников, чем жители Тлашкалана, непокоренного города, который в течение почти
100 лет сражался с ацтеками,
причем их борьба была самым ритуализированным из всех месоамериканских военных
конфликтов и называлась "Войнами цветка".
В первые годы ацтекского государства эти сражения происходили
строго по соблюдаемым правилам. Место для сражения
выбирали на границе между двумя враждебными государствами
и заранее назначали день. Огромный костер из бумаги и благовоний давал знак к
началу наступления. Сама битва тоже отличалась от других войн; не было
предварительного
обстрела камнями и стрелами, поскольку все стремились
продемонстрировать свою доблесть в ближнем бою.
Возможно, "Войны цветка" выполняли тройную задачу.
Во-первых, хотя это никогда напрямую не признавалось,
постоянной демонстрацией своей мощи ацтеки предотвращали
дальнейшую агрессию соседей, во-вторых, предоставлялась возможность военных
тренировок, в-третьих,
и очевидно это самое главное, — ацтеки захватывали много пленных, необходимых
для непрекращающихся жертвоприношений.
Человеческие жертвоприношения были частью всех ме-соамериканских культур, но
нигде они не достигали такого размаха, как у ацтеков. Необходимость
человеческих жертвоприношений подчеркивается
важным значением, которое
ацтеки придавали крови, живительной
жидкости, которой обязан своим существованием весь свет. У ацтеков было много
разных и противоречивых мифов о сотворении мира, но во всех говорилось о
ненасытности жестоких богов. Один из мифов повествует о том, как было создано
солнце. Когда боги собрались в первобытных сумерках, некий бесформенный и
болезненный карлик бросился в огонь и вышел оттуда
преображенным в солнце. Однако
солнечный диск не двигался, поскольку
жаждал крови. Только после того, как другие боги пожертвовали собой, солнце
начало свой дневной путь по небу; их смерть дала ему силы. С тех пор, чтобы
поддерживать движение
солнца, необходима кровь.
Боги принимали кровь животных,
поэтому каждый день в угоду им жертвовали перепелов. День в храмах
Череп ягуара, найденный при раскопках Великого храма, сжимает в челюстях
жадеитовый шар. С этим шаром, символически представлявшим сердце животного, ему
была гарантирована загробная жизнь.
102
начинался с того, что птиц обезглавливали
в честь восхода
солнца. Эта церемония продолжалась
все дневные часы. Ежедневно убивали сотни перепелов, отрывая им головы и крылья.
Собак
тоже приносили в жертву
во время зимнего солнцестояния.
Люди тоже должны были предложить свою кровь. Немногие
избегали этой болезненной
обязанности, даже грудным
детям протыкали уши для этих целей.
Сам правитель должен был истязать
свою плоть во время церемонии
вступления в должность. Так он демонстрировал способность переНо-
талось, что такие акты самоистязания полезны как для государства,
так и для каждого человека в отдельности, ведь ацтеки верили, что боги строят
свои отношения с ними на определенных условиях: если им делать щедрые
подношения,
то взамен люди получат дожди, богатый урожай, успехи
в войнах.
Однако жертвоприношения животных и самоистязания не были самой высокой ценой,
какой можно было заслужить
благоволение божеств. По мере расширения империи
кровь. Очевидно, и в языки вставляли шипы; говорят, что некоторые жрецы не
могли из-за этого говорить. Счи-
сить боль, что требовалось от всех ацтекских
мужчин; безразличие к страданиям
служило мерой взрослости человека. Обычно
для кровопускания использовали шип ма-
гуея. Сначала кололи верхнюю губу, а затем втыкали окровавленную иглу в шар из
переплетенной
травы или в кучу листьев.
Особенно усердствовали в самоистязании жрецы.
|
|