Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: История Мексики :: АЦТЕКИ: ИМПЕРИЯ КРОВИ И ВЕЛИЧИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 50
 <<-
 
ием ложного отступления. Один из 
рассказов повествует
о том, как отонтинам и куачике поручили перед сражением
устроить засаду. "Всем солдатам приказали лечь на землю со своими щитами и 
дубинками в руках — около 2 000 людей изо всех провинций. Потом их покрыли 
травой так, что ни один из них не был виден". Когда появились враги, ацтеки не 
бросились на него. "Они побежали к тому месту, где лежали великие воины в 
засаде. Когда враг зашел в ловушку,
люди, прятавшиеся под травой, встали и напали на них всех. Ни один не ушел; 
всех либо убили, либо взяли в плен. Даже молодые солдаты захватили много 
пленных".
После победы, а ацтеки проиграли совсем мало битв во время создания своей 
империи, победители не старались избавиться от представителей местной власти. 
Покоренному городу предлагали условия договора. Если власти упрямствовали,
то победители входили в город и сжигали главный храм: глиф, изображающий 
горящий храм, означает победу. Это было огромным ударом по духу местного 
населения — ведь это значило, что местный бог побежден более сильным.
Кроме того, такие действия имели и практическое значение.
Обычно храм представлял собой наиболее укрепленное
сооружение, в нем часто размещался арсенал, так что уничтожение храма означало 
невозможность эффективного
сопротивления. При этом войска редко опустошали жилые районы — это вызвало бы 
уменьшение дани, к чему ацтеки вовсе не стремились. По тем же причинам 
победители оставляли
и прежнего правителя, если, конечно, он соглашался
высполнять соответствующие требования.
Целью военных действий было заставить покоренные народности признать господство 
ацтеков и платить им дань. К 1519 г. подобная участь постигла около 370 городов,
 и размеры дани, поставляемой в Теночтитлан ежегодно, были грандиозны. Дань 
включала в себя 7 000 т зерна, 4 000 т бобов,
2 млн хлопковых плащей вместе с меньшим числом военных доспехов, щитов и 
головных уборов из перьев. Прибытие
такой дани было чудесным зрелищем, как сообщает испанский историк Дуран. Кроме 
предметов обихода и продуктов,
там были и птицы, включая зеленых, красных и синих
попугаев, рычащие ягуары и дикие кошки, "большие и маленькие змеи, некоторые 
ядовитые, а некоторые нет, одни злые, а другие безвредные; жареная саранча, 
крылатые муравьи,
большие и малые цикады", разнообразные тыквы, "некоторые украшенные резьбой, 
некоторые позолоченные и раскрашенные", среди них плоские, "которые 
использовались
для того, для чего мы обычно используем серебряные
блюда или подносы — для того, чтобы подавать еду или воду для мытья рук".
В ходе раскопок Великого храма было обнаружено множество
предметов роскоши, большинство из которых попало к ацтекам в качестве дани, 
поскольку они не встречаются в долине Мехико. Среди них нефритовые фигурки из 
южного региона Гуерреро, огромные количества раковин с побережья
Мексиканского залива, обсидиан из штата Идальго, алебастровые
изделия из Пуэбла в Центральной Мексике.
Ацтекская система "добровольного" подношения дани оставила археологам гораздо 
меньше объектов для раскопок,
чем если бы они отмечали свое продвижение цепью укрепленных крепостей. Однако 
есть одно сооружение, напоминающее
о великолепии империи накануне ее последних
дней. В 70 милях к юго-востоку от Мехико на холме находятся руины Малиналько. 
Эту местность ацтеки завоевали
непосредственно перед тем, как решили соорудить там укрепление. Возможно, этот 
архитектурный комплекс был как культовым, так и административным, но 
непосредственная
цель его возведения остается неизвестной. Малиналько расположено совсем 
недалеко от границ империи, а дальше
98
99
начинается непокоренная и враждебная земля Мичоакан. Какова бы ни была 
непосредственная функция этого сооружения,
оно служило отчасти и оборонительным пунктом.
Дух таинственности окружает самое хорошо сохранившееся
здание комплекса — маленький круглый храм, вход которого сооружен в виде 
открытой пасти змеи. В центре холодного и темного помещения на вход взирает 
каменный орел с распростертыми крыльями. Вдоль всей стены идет каменная скамья, 
украшенная изображениями орлов и ягуаров.
В ее центре вырезано изображение шкуры ягуара с поднятой
головой и выделяющимися лапами.
Это строение, вероятно, было призвано напоминать о воинской доблести ацтеков, 
но не исключено, что за этим стоял более глубокий смысл. Земля Малиналько 
ассоциировалась у мексиканцев с богиней Малиналыиочитль, злобным божеством,
которое иногда путали с Койолшауки. Как и Койолшауки, Малиналыиочитль обладала 
разрушительной силой, потому что была колдуньей. Во времена первоначальных 
скитаний ацтеков
она вызвала раздоры в племени и призвала часть его отдел
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 50
 <<-