|
, нам известна
записанная хвала человека создателю
за то, что он позволил ему "увидеть множество смертей
моих братьев и племянников". Поэты воспевали подобную
кончину. "Ничто не сравняется со смертью в сражении,
На современную фотографию наложены очертания Великого храма — таким он был в
1519 г., когда в Теночтитлан прибыл Кортес. На его вершине два святилища; то,
что справа, посвящено богу дождя Тлалоку, слева святилище Уицилопочтли,
покровителя ацтеков.
никакая другая смерть не является столь ценной для подателя
жизни. Я предвижу ее, сердце мое желает ее!". Другой поэт лирически описывает
поле битвы: "Там, где все горит, где проливается божественная жидкость, где
божественные орлы почернели от дыма, где ревут ягуары, где разбросаны
драгоценные камни, где перья колышутся, словно пена, где воины набрасываются
друг на друга, а благородные властители
разрывают друг друга на куски".
Даже жизнь ацтеки воспринимали как битву, полную крови и страданий. Когда
рождался ребенок, повивальная бабка хватала его, словно пленника, и испускала
боевой клич, потом она призывала его послушать ее слова. "Твой дом не здесь, —
произносила она нараспев, — ведь ты орел или ягуар — одинокий хищник. Здесь
только твое гнездо. Война — твой удел. Ты дашь Солнцу пищу и питье". В таких
образах она повествовала о крови. Священным местом было поле боя и повитуха
продолжала говорить ребенку о
84
85
великом почете — о смерти в сражении или на жертвенном камне: "Возможно, ты
заслужишь смерть от обсидианового ножа". Поэты всячески подчеркивали
благородство такой смерти. "Пусть сердце его не дрогнет, — говорится в
обращении
к божеству от имени воина — "пусть он насладится ароматом, свежестью и
сладостью темноты". Маленькие мальчики, призванные стать воинами, получали в
подарок крохотные щиты со стрелами, указывающие на их будущий род занятий; их
пуповину вместе с подаренным оружием отдавали воинам во время проводов в
последний путь на поле сражения.
Одной из причин такой воинственности была религия. Каждую ночь повторяется
борьба Солнца с Луной и звездами,
и если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена
на гибель в темноте. Силы божества должны восстанавливаться
каждый день и согласно представлениям ацтеков для этого как нельзя лучше
подходит человеческая кровь, которую они называли "драгоценнейшей водой".
Ученые не единогласны в подсчетах, сколько людей ацтеки убивали ежегодно,
но скорее всего по всей империи в жертву приносили около 20 000 человек.
Были и другие причины такой воинственности. Как и современная ей Италия эпохи
Возрождения, Мексика времен
ацтеков представляла собой страну городов-государств. Десятки маленьких центров,
контролирующих территорию, достаточную, чтобы накормить население города,
боролись за власть. Те, кому удастся навести ужас на других, будут править,
став величайшим племенем. Еще одной причиной, как ни странно, было необычайное
плодородие долины Мехико,
повышаемое с помощью чинамп — плавучих огородов на озере, сделанных из плетеных
плотов, на которые насыпали
плодородный ил. В результате для производства пищи требовалось очень мало труда.
По современным подсчетам, семья могла прокормить себя трудом всего лишь 7
недель в году. Часть излишков направляли в города в качестве дани, но и при
этом оставалось довольно много продуктов, которые
можно было отбирать друг у друга. Появились иерархическая
социальная структура, различные классы общества, такие, например, как воины и
жрецы.
В мире враждующих государств очень многого можно
было добиться исключительно воинским мастерством, и ацтеки прекрасно это поняли.
По сведениям из кодексов, сообщениям испанцев и результатам археологических
раскопок,
в Месоамерике так и не появилось никаких развитых орудий ведения войны. Исход
битвы зависел исключительно от мастерства отдельных воинов. В таких условиях
победителем
станет тот, кто добьется двух целей — упрочения воинской
организации и повышения морального духа бойцов. Вся ацтекская культура была
построена так, чтобы максимально обеспечить достижение этих целей.
обязанности.
Вскоре после восшествия на престол новый правитель должен был повести войска в
победоносный
поход, служивший решающим испытанием его пригодности. Так, например, Тисока,
вернувшегося
семьи. Самым важным критерием служила способность
управлять войсками и исполнять жреческие
вали элементы выборности. Совет воинов, жрецов и чиновников
выбирал наследника из членов правящей
старшему сыну правителя; в этом процессе присутство-
лось этим задачам. Власть не переходила автоматически
Даже на высшем социальном уровне все подчиня-
из похода всего лишь с 40 пленными и потерявшего 300 своих людей, сочли
неудачником и уже никогда он не мог избавиться от пятна на своей репутации. Его
правление продолжалось всего 5 лет. Согласно одному историку, "его придворные,
разгневанные его слабостью и отсутствием желания
принести славу ацтекскому народу, помогли ему умереть
посредством того, что по
|
|