|
в климате
Мексики, и никто не поверил бы, что в это время года возможны осадки. Вместе с
тем весь день шел проливной дождь. Вопреки календарю он продолжался и всю ночь.
чан, расположенной
ители деревни Коатлин-от некогда могуществен-
Жители Коатяинчана бегут вдоль дороги, по которой перевозят каменный монумент,
изображающий, по общему мнению, бога дождя Тлалока. Идола, весящего 168 т,
подняли с русла потока, где он пролежал почти 1000 лет.
"Люди шутили по поводу этого совпадения, — вспоминал мексиканский писатель
Виктор Альба, — но позже, когда Тлалока установили в саду музея, всякий раз,
как его передвигали,
начинался ливень, и мексиканцы начали испытывать
удивление, близкое к суеверному страху".
К счастью, в последующие годы никаких засух в Коат-линчане не случилось, а его
обитатели получили достойную награду от правительства: школу, поликлинику,
новую дорогу
и электричество. Однако история с богом дождя значит гораздо больше, чем просто
забавный случай. Она показывает,
насколько сильна в мексиканцах память о прошлом.
В Мексике до сих пор чтут память предков; хотя население
официально считается принадлежащим к римской католической
церкви, старые языческие верования всплывают до сих пор. Вряд ли, конечно,
кто-нибудь всерьез считал фигуру Тлалока настоящим богом, но в глазах людей это
было нечто большее, чем кусок камня, статуя обладала огромным эмоциональным
зарядом. Особенно примечательно то, что, как утверждают некоторые современные
исследователи, эта фигура в юбке, возможно, вообще не Тлалок, а либо его сестра,
либо какое-то другое женское божество. Жители деревни
ни на минуту не сомневались, что это именно Тлалок.
Тлалок — не исконный ацтекский бог, он один из десятков богов, доставшихся
ацтекам по наследству от более
ранних культур. Такое культурное заимствование не беспокоило ацтеков, как не
смущает оно и современных
47
мексиканцев, считающих себя наследниками цивилизации на этой земле до прихода
испанцев. Ацтеки создали мифы о своих предшественниках, а их потомки готовы
поверить что все в них правда, несмотря на возражения археологов. Неожиданный
взлет некогда кочевого племени к вершинам
власти побудил придумать себе достойных предков и историю о божественном
предназначении. Их притязания, казалось, нисколько не впечатлили другие племена
долины Мехико. За 200 лет до появления испанцев с лошадьми и пушками грязные,
поедающие змей ацтеки обитали в землянках
на негостеприимном озере Тецкоко. В XIII веке более
50 племенных групп претендовали на власть в долине. Ацтекам приходилось
надеяться только на свои способности грозных воителей, ради чего их иногда и
нанимали соседи.
Споразительным упорством ацтеки принялись создавать себе права на господство.
Для начала им потребовалось обеспечить
себя хорошей родословной. Они пригласили вождя кольхуа, который якобы
происходил от тольтеков, благородных
людей прошлого, и предложили ему взять в жены не менее 20 ацтекских женщин,
чтобы создать собственную аристократию.
Этот план сработал. Ицкоатль, один из сыновей вождя, повел своих людей в
решающую битву, принес много добычи и привел множество пленников. Недовольный
тем, что создал новую народность столь быстро, Ицкоатль решил стереть прошлое.
Он уничтожил записи и воспоминания, которые
могли бы бросить тень на истинность ацтекского благородства
и помешать блистательному будущему. Появилась новая, тщательно разработанная
история.
Ицкоатль и его последователь Мотекусома I принимали
на военную службу союзников и постепенно, в результате
жестоких сражений, стали повелителями долины. Дань, взысканная с покоренных
племен, составила основу богатства Теночтитлана. Однако хотя ацтеки и
властвовали над жизнями и судьбами завоеванных народностей, полностью
стереть память об их истинном прошлом они не могли. Подданные помнили, что сами
своими действиями помогли
ацтекам взобраться наверх. Бывшие властители, а теперь слуги, они, образно
выражаясь, пригрели змею на своей груди. Она вонзила свои клыки в их сердца.
Согласно собственным кодексам ацтеков, их миграция началась приблизительно в
1110 году н.э., из местности под названием Ацтлан, что значит "место, где живут
цапли". Сегодня ничего не известно о том, где на самом деле находился
Ацтлан, считают что это где-то на северо-западе от Мехико; возможно, даже на
юго-западе США, а возможно, не далее 60 миль от столицы, Теночтитлана.
Трудно представить себе более безнадежное племя бродяг.
Странствуя под предводительством Уитцилопочтли, жестокого
божества, которое со временем из бога плодородия стало символом ярости и
воинственности, ассоциируемым с солнцем, они питались змеями и паразитами,
похищали женщин, приносили пленников в жертву, чтобы умир
|
|