|
оих слуг? Ты сердишься
на своих слуг, о Великий Податель Жизни?" — вопрошал
он бога Уицилопочтли. Другой поэт, чье имя неизвестно,
сокрушался о грандиозной потере: "Поломанные копья лежат на дорогах; мы вырвали
волосы в печали. Дома
32
стоят без крыш, а их стены красны от крови. В отчаянии мы швыряем о стены свои
сердца, ведь наше наследство, наш город, потерян и мертв. Защитой ему служили
щиты наших воинов, но они не спасли его".
Разбросанные камни Теночтитлана и близлежащего Тлателолько использовались при
постройке города Мехико.
Испанцы разбивали резные монолиты и использовали их в качестве фундамента или
опорных камней. Они засыпали
булыжником прекрасные каналы, пронизывающие город,
благодаря которым Теночтитлан мог называться американской
Венецией. Постепенно они осушили озеро Тецкоко и разрушили большинство чинамп —
плавучих огородов,
на которых крестьяне выращивали маис, кабачки, амарант — высокоурожайную,
богатую белком зерновую культуру, бобы, перец чили и цветы, которые были
незаменимой
деталью всех ацтекских церемоний. Испанцы запретили
употреблять амарант в пищу.
Тем временем церковные власти развернули широкую кампанию, направленную против
всех проявлений язычества,
приказывая уничтожить все индейские книги, священные
предметы и статуи. Если огромные статуи нельзя было сдвинуть с места, их
разбивали. На развалинах некогда величественного
обиталища Мотекусомы выросли испанский колониальный монетный двор и
Национальный дворец, а поверх сровненного с землей Великого храма разросся
имперский
город.
На Камне Солнца высечены 4 символа, обозначающие ягуара, ветер, огненный ливень
и воду. Это служит указанием
на даты конца предыдущих эпох, которые ацтеки называли
Солнцами. В центре расположен 5-й календарный символ
— лицо Танатиу, солнечного бога. Ныне известно, что ацтеки полагали, будто они
живут в эпоху 5-го и последнего Солнца; 4 предыдущих Солнца погибли в
катаклизмах во время,
указанное на камне. Конец 5-го Солнца, говорили жрецы,
также будет ознаменован величайшими бедствиями. Когда испанцы скакали по улицам
поверженного Теночтитлана, вдоль которых лежали зловонные разлагающиеся трупы,
Камень
Солнца уже постепенно погружался в мягкую почву
острова. Ужасы, предсказанные жрецами, наступили.
Голова воина, выглядывающего из челюстей койота, сделана из глины и кусочков
перламутра толътекскими мастерами, жившими
в X столетии. Произведения искусства, подобные этому, убедили ацтеков в том,
что толътеки, преемниками
которых они себя считали, были замечательными художниками и творцами.
45
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
В ПОИСКАХ ПРОШЛОГО
ного Теночтитлана, были чрезвычайно взволнованы. Служители
Национального музея антропологии Мехико в 1964 г. решили украсить вход
монументальной фигурой, изображавшей,
по всеобщему мнению, Тлалока, бога дождя. Огромная
статуя лежала в той же позе, в какой оставили делавшие
ее мастера 1000 лет тому назад. В народе верили, что если бога потревожить, то
могут прекратиться дожди, а следовательно,
исчезнет и жизнь.
Жители Коатлинчана не сдавались до тех пор, пока правительство не пообещало им
разнообразные блага. Чтобы
перевезти 168-тонный идол, из Техаса прибыл специальный
трейлер с десятками резиновых колес. В последней отчаянной
попытке оставить бога дождя у себя, жители преградили ему путь. Однако в конце
концов вмешались власти,
и статуя была доставлена на почетное место в Мехико. Тысячи людей выстроились
вдоль дороги, чтобы посмотреть, как везут огромный камень — старейшее божество
Мексики.
И тут случилось нечто необычайное. Пошел дождь. Засушливые
и влажные периоды очень строго чередуютс
|
|