Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 1. Рэймонд БАКЛЕНД - ЦЫГАНЕ. ТАЙНЫ ЖИЗНИ И ТРАДИЦИИ. Ч. 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
ьственным 
религиозным обращением оказала глубокое влияние на отношение цыган к 
нецыганским религиозным взглядам. В некоторых случаях это приводило к тому, что 
цыгане начинали ещё сильнее придерживаться своих магически?религиозных 
представлений, часто они лишь внешне перенимали обычаи местного населения, 
считая это необходимым для выживания».

   Данная книга – именно о «магически?религиозных представлениях цыган». За 
последние годы я собрал немало сведений об их верованиях и ритуалах. В поле 
моего зрения были в основном английские цыгане, но мною также собрано немало 
материала и о цыганах, живущих в других регионах мира. Есть вещи, о которых мне 
не позволено говорить, но многое из собранного предлагается вашему вниманию.

   Глава 2. Дорога к богу. Религиозные представления и ритуалы

   Изначально верования цыган были языческими, но за многие века своих 
странствий они ассимилировали многие языческие и неязыческие: (иудейские и 
христианские) учения и верования. Где бы на своём пути цыгане ни 
останавливались, они – хотя бы внешне усваивали религиозные воззрения своих 
непосредственных соседей, чтобы не вступать с ними в конфликт. Сэр Эдвард 
Эванс?Притчард однажды сказал (в предисловии к «Gypsy Demons» Тригга): «Цыганам 
ради самозащиты приходилось надевать на себя маску индуистов, мусульман и 
христиан, что довольно обычно для представителей меньшинств». Тем не менее 
некоторые исконные верования цыган оставались весьма сильными, а многие ритуалы 
и церемонии дошли до наших дней. Элвуд Тригг предполагает, что христианство 
фактически «явилось средством, с помощью которого их магические ритуалы и 
верования смогли выжить под прикрытием уважаемой всеми Церкви». Он продолжает: 
«По существу, этот свободный народ, ведя бродячий образ жизни, сохранил за 
собой право выбирать то, что было более подходящим, касается ли этот выбор мест 
проживания или того, во что следует верить».
   Есть некоторые свидетельства, например в мифологии цыган Средней Азии, что 
некогда они почитали солнце в образе бога Обертсши. В некоторых регионах Луну 
также почитали как бога – например, Алако у скандинавских цыган. На полнолуние 
собирались многие цыганские племена. В это время обычно устраивали свадьбы. 
Полнолуние было (а во многих областях остаётся и до сих пор) праздником и, как 
мы увидим в дальнейшем, подходящим временем для колдовских занятий.
   Чанти, праздник Ганеши, индийского слоноголового бога, – это солнечный 
праздник. Западные цыгане отмечают его во время Лугнасада, августовского шабаша 
ведьм (викка). Некоторые отмечают Шанти в день солнцестояния. Во время этого 
праздника нельзя смотреть на луну: считается, что это принесёт несчастье.
   Цыганам приписывают и культ фаллоса. Это, конечно же, один из наиболее 
частых культовых объектов в Индии, на исторической родине цыган, где 
распространён культ Шивы и почитание как лингама (мужского полового органа), 
так и йони (женского полового органа). Культ фаллоса встречается во многих 
примитивных системах верований в самые разные исторические периоды; фаллос 
считался символом плодородия. Югославские цыгане называют мужской половой орган 
«кар». Тригг пишет: «Кар настолько священен… что он упоминается в <цыганских> 
молитвах» (Gypsy Demons, 1973).
   Чарлз Годфри Леланд (1824?1903), первый председатель Цыганского фольклорного 
общества, в своей книге «Цыганское колдовство и гадание» (Leland Ch. Gypsy 
Sorcery and Fortune Telling. London: Fisher?Unwin, 1891) упоминает цыганскую 
богиню по имени Гана, которую он отождествляет с Дианой. Я нашёл упоминания о 
Гане среди ромов двух областей Англии. Сходна с Дианой, по крайней мере именем, 
и Дина валахских цыган.
   Цыгане верят, что ребёнок рождается в мире мощных сил, как положительных, 
так и отрицательных. Вскоре после рождения его нужно окропить солёной водой и 
дать имя, это своего рода «крещение». (Многие также окуривают новорождённого 
ладаном, как поступают, например, члены современной викки.) В Скандинавии у 
входа в шалаш, где родился ребёнок, разжигают большой костёр. Его назначение – 
отогнать злых духов на время «крещения» младенца. В результате о борьбе добрых 
и злых начал на земле цыган будет помнить на протяжении всей своей жизни.
   Иногда допускается христианское крещение, но по причинам, которые Церковь 
вряд ли одобрила бы. В книге «Цыгане: странники мира» (McDowell В. Gypsies: 
Wanderers of the World. Washington, D. C: National Geographic Society, 1970) 
цыган Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на 
крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве 
мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного 
и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы».
 Так что доход может приносить даже новорождённый!
   Цыгане хотя и придерживаются так называемого «мужского шовинизма», в 
религиозной сфере предпочитают поклоняться женским образам. У них, например, 
есть святая, которую они называют «Чёрная Сара» или «Сара Кали». Во многих 
отношениях она отличается от святой Сары у католиков. О ней есть две легенды. 
Согласно одной легенде, египтянка Сара была служанкой Марии Саломеи и Марии 
Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) и 
путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их, найдя по 
звёздам путь к берегу.
   Согласно второй, более интересной легенде, Сара была цыганкой из табора, 
остановившегося у реки; к нему и подплыла лодка со святыми. Франц де Билль 
(Franz de Ville. Tziganes. Brussels, 1956) излагает эту историю следующим 
образом:

 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-