|
языке подверглось сокращению (Egyptians, Gyptians, Gypsies). В разные времена и
в разных местах цыган также называли богемцами, татарами, маврами и даже
сарацинами. В действительности же они представляли собой смесь разнообразных
североиндийских племён: джатов, натов, дардов, синди и домов. На севере
Великобритании самое раннее упоминание о «романах» (Romans), от слова «ром»,
что значит цыган?мужчина, встречается в книге расходов лорда?казначея Шотландии.
В ней отмечено, что 7 фунтов стерлингов было дано «египтянам по приказу
короля»; эта запись датирована 22 апреля 1505 года. Чуть позже практически во
всех расходных книгах Соединённого Королевства стали частыми статьи с
упоминанием развлекающих публику «Gypcy» или «Egypcions».
Неожиданное появление тысяч кочевников вызвало немало недоуменных вопросов у
жителей Европы. Кто они? Откуда пришли? Сами цыгане поддерживали идею о том,
что они – выходцы из «Малого Египта». Весьма часто они демонстрировали
документы, согласно которым путешествовали под покровительством Папы Римского,
императора Германии или других правителей и влиятельных персон. Помимо всего
прочего, они заявляли, что им даровано разрешение бродяжничать и собирать
милостыню. В те времена Церковь всячески поощряла благотворительность, и цыгане
в таких условиях могли существовать вполне безбедно.
Одним из частых трюков был следующий. Цыгане говорили, что на них наложили
семилетнюю епитимью за язычество, поселялись в той или иной местности и
счастливо жили за счёт местных жителей. Но срок заканчивался, а цыгане всё
никуда не уходили. Только тогда их начинали подозревать в обмане.
Кочевники зарабатывали на жизнь песнями и танцами (сам их внешний вид уже
привлекал внимание), гадали и занимались предсказаниями. Публике это
понравилось, и вскоре оккультные практики стали основным занятием ромов. Кроме
того, они дрессировали животных и занимались кузнечным делом. В Византии цыгане
некоторое время фактически владели монополией на работы с металлом.
Но первоначальный благоприятный период жизни цыган быстро закончился и во
многих странах к ним стали относиться резко отрицательно – по крайней мере,
представители власти. Жан Поль Клебер (The Gypsies. London: Penguin Books,
1967) цитирует отрывок из «Общей истории воров»: «…для того чтобы считаться
выдающимся вором, нужно было… знать все хитрости, уловки и приёмы цыган…»
Цыгане приобрели репутацию воров, которая сопутствует им и по сю пору. Это –
следствие цыганских представлений о мире. Они верили, что деревья и цветы,
птицы и звери созданы для всеобщего удовольствия. И поэтому, когда цыган шёл по
дороге и видел яблоню со спелыми плодами, он думал, что нет ничего плохого в
том, чтобы остановиться и насладиться этим щедрым даром. Скажем, кролик или
фазан были таким же наслаждением, предоставленным богами. И никто не может
владеть единолично тем, что боги дали людям в свободное пользование.
Неудивительно, что столь наивные представления цыган не вызывали одобрения
населения. Позже (и в наши дни) воровство стало для них способом выживания.
Начались преследования, которые, в некоторой степени, имеют место и сейчас.
По всей Европе присутствие цыган стало чуть ли не основной социальной проблемой,
тем более что их было почти невозможно принудить к оседлому образу жизни. В
1492 году испанский король Фердинанд изгнал цыган из своей страны, заявив, что
тем из них, кто посмеет остаться, грозит уничтожение. И снова процитирую
Клебера:
«Местное население считало, что все эти бродяги, не имеющие постоянного
жилья и пришедшие из дальних стран, обладают дурным глазом… тем более что у них
была смуглая кожа, кольца в ушах, что жили они в „домах на колёсах“ и говорили
на явно не христианском языке».
Цыган отождествили с ведьмами и колдунами; их обвинили в том, что они
прибегают к колдовству и общаются с дьяволом. В 1539 году французский парламент
(к мнению которого в 1560 году присоединились и орлеанские Генеральные штаты)
призвал «всех этих самозванцев, известных под названиями „богемцы“ или
„египтяне“, покинуть королевство под угрозой ссылки на галеры». В Англии в 1531
году подобный указ издал Генрих VIII. В 1572 году их изгнали из Венеции и
Милана, в 1662 году – из Швеции.
Но к счастью для цыган, все эти законы и постановления соблюдались не
слишком строго. Кроме того, «загадочные египтяне» обрели много сторонников
среди местного населения, и им часто удавалось затаиться на какой?то срок, не
покидая привычных мест. К концу XVIII века цыгане всё ещё бродили по большей
части Западной Европы. Бессмысленная жестокость по отношению к ним наконец?то
стала рассматриваться как пустая трата сил. Страны, пытавшиеся избавиться от
цыган путём депортации, способствовали таким образом их распространению по
всему миру. Из Англии цыган высылали в Австралию и Новую Англию, из Франции в
Луизиану, из Испании в Бразилию.
Но особенно жестоко расправлялись с цыганами в середине XX века. Во время
Второй мировой войны в одной только Франции нацисты создали одиннадцать
концентрационных лагерей для цыган. В лагерях смерти погибло по меньшей мере
четверть миллиона представителей этого народа. Согласно некоторым утверждениям,
всего на территориях, подвластных Германии, было уничтожено около 600 000 цыган.
В середине XIX века в Германии с «цыганским вопросом» пытались покончить
путём реформы. Главной действующей силой этой реформы стала Церковь. К цыганам,
особенно к детям, направляли миссионеров. Принудительное обращение в
христианство должно было поставить окончательную точку в «цыганском вопросе».
Схожими методами обращали в христианство многие индейские племена в Америке.
Тригг заявляет:
«Эта тесная связь между узаконенными преследованиями и наси
|
|