Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 1. Рэймонд БАКЛЕНД - ЦЫГАНЕ. ТАЙНЫ ЖИЗНИ И ТРАДИЦИИ. Ч. 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-
 
 «Первой из нашего народа, получившей Откровение, была Сара Кали. Она была 
благородного происхождения и возглавляла племя на берегах Роны. Она знала 
многие переданные ей тайны… Ромы в то время исповедовали многобожие; раз в год 
они возлагали на плечи статую Иштари (Астарты) и выходили в море, чтобы 
получить там благословение. Однажды Саре было видение, из которого она узнала о 
прибытии праведников, присутствовавших при смерти Христа, и что ей нужно будет 
помочь им. Сара увидела, как они подплывают в лодке. Море было неспокойным, и 
лодка могла в любое мгновение пойти ко дну. Сара бросила своё платье на волны и,
 используя его как плот, подплыла к праведникам и помогла им достичь берега».

   Слово кали с цыганского переводится двояко: «чёрная» и «цыганка». Статуя 
Сары находится там, где предположительно высадились две Марии – в крипте церкви 
Святых Марий Морских на острове Камарг, близ устья реки Роны. К этой церкви 
ежегодно совершают паломничество тысячи цыган. До 1912 года заходить в крипту 
могли только они, но сейчас посетить её может каждый. Клебер описывает это 
помещение так: «Слева, как войдёшь, располагается старый алтарь, языческий 
(некоторые говорят, что он предназначался для жертвоприношения быков Митре, но 
этому нет доказательств), в центре стоит христианский алтарь III века, а справа 
– статуя Сары» (Пе Gypsies, 1967). Одно из традиционных паломничеств 
совершается утром 25 мая. Огромная процессия направляется к морю, где статую 
символически погружают в воду, как выразился Клебер, «таким же образом, каким 
это совершали во всех культах великих богинь плодородия».
   Цыганское слово для обозначения Бога – «Дуввель» («Девель» или «Дэл» в 
разных диалектах), а для обозначения дьявола – «бен» («бенгх»). Бога скорее 
ассоциируют с солнцем, луной, небом, тучами и звёздами, а не с человекоподобным 
существом. Дьявол – это также скорее отрицательная сила, а не злобное существо.
   Цыгане кальдераш утверждают, что Бог не является творцом мира и что мир 
существовал всегда, как наша общая мать. Землю они называют «Дэ Девелески», что 
значит «Божественная мать».
   «Наги» – это азиатский эквивалент русалок и сирен (изначальное значение 
этого слова – «морской народ»). В древние времена люди верили в реальность 
существ в виде полулюдей, полу?рыб и даже полузмей. Считалось, что они 
управляют погодой и потому могут вызывать дождь, что обитают они во дворцах на 
дне океана, реки, озера или пруда, где охраняют свои сокровища. Если их 
оскорбить, они могут отомстить, но если с ними подружиться – принесут удачу. Им 
нравится, когда им дарят молоко, монеты и еду; всё это цыгане оставляют под 
деревьями возле воды или священного колодца.
   Цыгане делятся на несколько этнических групп. Кальдераш – одна из таких 
групп. Другие основные группы – гитаны и мануш. Кальдераш – специалисты по 
металлу: лудильщики, жестянщики и т. п. Гитаны расселились в основном на юге 
Франции, в Испании, Португалии и Северной Африке. Мануш специализируются на 
дрессировке животных, странствуют и дают представления. Энгус Фрэзер (Eraser A. 
The Gypsies. Blackwell, 1992) довольно подробно исследует этнические группы 
цыган. Жан Поль Клебер утверждает, что такое деление во многом условно и что 
каждая из групп считает себя истинными цыганами и даже презирает остальных. Он 
же утверждает, что браки между представителями разных групп редки.
   Есть и более мелкие этнические группы цыган: блидари, рудари и лингурари 
занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на 
изготовлении вещей для дома); чобатори – сапожники; косторари – лудильщики; 
гилабари – музыканты; лаутари – изготовители музыкальных инструментов; месте?ри 
лакатуши – слесари по замкам; салахори – каменщики и строители; ватраши – 
садовники; златари – золотых дел мастера. В различных регионах произношение 
может быть разным, но в целом эти названия легко узнаваемы.
   Вардо – цыганский семейный дом на колёсах. Это повозка на конной тяге, 
отделанная резьбой и другими украшениями. Здесь хранится имущество семьи (см. 
главу 3). Вся семья спит в вардо, а в хорошую погоду может сооружаться и бендер 
для детей (цыганские палатки?шалаши). Цыгане считают, что ни рождение, ни 
смерть не должны осквернять дом. Роды проходят в бендерах, которые ставят в 
стороне от вардо; туда же помещают человека, находящегося при смерти. Ни один 
уважающий себя цыган не станет умирать на кровати в вардо.
 //-- Шалаш?бендер служит убежищем для цыганской семьи. Именно в бендерах 
цыгане рождаются и умирают. Фото Р. Бакленда --// 

   Подготовка к смерти проходит при участии самого умирающего. Из последних сил 
он помогает обмыть себя солёной водой и надеть на себя новые одежды. На женщин 
обычно надевают многочисленные юбки (предпочтение отдаётся пяти). Вокруг 
умирающего собираются члены его семьи, которые ведут себя как обычно: едят, 
пьют, разговаривают. Но когда человек умрёт, окружающие громко плачут и даже 
кричат, не скрывая своего горя. Это может продолжаться до поздней ночи, но 
обычно через какое?то время скорбные стенания сменяются песнями.
   Тело умершего кладут в гроб вместе с украшениями и несколькими золотыми 
монетами. Могут положить и обычные вещи, принадлежавшие покойному, например нож 
и вилку, любимую трубку, скрипку. Во время похорон гроб окропляют пивом, вином 
или ромом, а позже над могилой совершают возлияние. После этого произносят 
фразу «Тутте сутте мишто» и опускают гроб в землю под музыку, исполняемую 
цыганскими музыкантами. Хоронят обычно в укромных местах, о которых знают 
только члены семьи покойного: в лесу, в поле и т. п. Обычно никаких признаков 
захоронения не оставляют, хотя могут посадить на могиле куст ежевики, чтобы её 
не оскверняли животные.
   В прежние времена во многих районах Англии был распростран
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 22
 <<-