|
е испытывать волнения того, кто прислушивается «к
задушевному излиянию древнего японского народа, дающего свободу своим
сокровеннейшим мыслям и чувствам, своим звучным голосом, разносящимся по небу и
земле». «Маннёосюу», без сомнения, одна из величайших сокровищниц японской
литературы. Особенно придает ей историческую и антикварную ценность то, что она
была составлена 1200 лет тому назад.
Вместе с возрастающей популярностью и процветанием буддизма сильно шагнули
вперед искусства и ремесла. Многие великолепные образцы церковной архитектуры,
буддийской скульптуры, литья металлов, живописи, вышивки, лакированных изделий,
процветавших в те времена, до сих пор находятся в полной сохранности. В истории
искусства Японии эта эпоха называется веком Тэмнёо. В пределах храма Тоодай-дзи
в Нара имеется здание, известное под названием Сёосооин, в котором хранится
около 3000 предметов, исключительных по своим достоинствам. Среди них имеются
реликвии Императора Сёому и различные произведения искусства века Тэмнёо:
буддийская утварь, оружие, музыкальные инструменты, зеркала и т. п. Ни в какой
другой сокровищнице нет такой второй коллекции предметов старинного японского
искусства. Тот факт, что Сёосооин запечатан по Императорскому указу, объясняет,
почему все его сокровища так прекрасно сохранились на протяжении 1200 лет.
6. ЭПОХА ХЭЙАН
В эпоху Нара значение буддизма стало так велико, и отношения между
государственной и религиозной жизнью страны настолько осложнились, что к концу
эпохи начали обнаруживаться признаки внутреннего разложения. Чтобы очистить
государственную и религиозную деятельность от язв, которые их разрушали, и
вдохнуть свежие силы в национальную жизнь, Камму Тэнноо, 50-ый Император
(789—806), избрал для своей новой столицы место, ныне называемое городом Киото,
и дал ему наименование Хэйан-кёо. Это произошло в тринадцатом году Энряку (794).
Термин же «эпоха Хэйан» относится к фактам, происходившим приблизительно на
400 лет позже достопамятного события.
Первый или ранний период эпохи Хэйан характеризуется усиленным значением
Императорского Дома. Внутри страны народ ликовал по поводу покорения и
усмирения эзо (предки нынешних айну), владевших до этого времени северными
провинциями. За границей же японский национальный престиж возрос вследствие
того, что государство Боккай (занимавшее часть обширной территории, ныне
называемой Маньчжуго) обратилось в данника Японии. Государственные реформы были
завершены и буддизм дал таких прославленных священнослужителей, как Сай-чоо
(его посмертное имя Дэнгёо Дайси) и Куукай (его посмертное имя Кообоо Дайси).
Сайчоо основал в Японии секту «Тэн дай», а Куукай — секту «Сингон».
При этом следует особо отметить, что оба эти служителя культа не
ограничились простым перенесением в Японию своих сект из Китая (при династии
Тан), но и японизировали их. Они старались обратить буддизм в государственную,
национальную религию, полагая в основу своих усилий обеспечение
неприкосновенности и процветания народа. Требуя почитания Будды и упования на
него, они в то же время побуждали к поклонению национальным божествам. Правда,
идея об объединении и слиянии синтоо и буддизма появилась еще до Сайчоо и
Куукай, но в эпоху Хэйан постепенно приобрела силу та мысль, что синтоистские и
буддийские боги, по существу, одни и те же. Таким образом, японская
национальная склонность к почитанию богов согласовалась еще глубже, чем прежде,
с буддизмом, споспешествуя развитию цивилизации. Как и в эпоху Нара, китайская
литература оставалась доступной народу и ревностно изучалась, так что
прославились многие знаменитые ученые, сведущие в китайских классиках.
Китайская литература преподавалась не только в правительственных учебных
заведениях — Дайгаку (столичный университет) и в Кокугаку (провинциальные
колледжи), — но и в многочисленных частных школах, учреждениях для сыновей
аристократических семей.
За этой славной для Императорского Дома эпохой последовал период власти
Фудзивара. В царствование Монтоку Тэнноо, 55-го Императора (850—858),
Фудзивара-но-Иосифуса, потомок Фудзивара-но-Каматари, был дайдзёо-дайдзин т. е.
премьер-министром. При следующем Императоре, Сэйва Тэнноо (858—876), он достиг
высокого поста регента Короны. При Императоре Уда (887—897) Мотоцунэ, приемный
сын Иосифуса, стал «камнаку» (высшим советником Императора). Все эти высокие
должности сделали род Фудзивара чрезвычайно могущественным, столь
могущественным, что Император Уда попытался даже ослабить его власть,
предоставив высший государственный пост Сугавара-но-Мичизанэ. Однако, в
царствование Императора Дайго (897—930) Фудзивара-но-Токи-хира возвел на
Мичизанэ ложные обвинения, в результате чего Мичиза-нэ был смещен на низший
пост в Кюусюу. С этого времени влияние рода Фудзивара с каждым годом все
усиливалось, пока в лице Мичинага, стоявшего во главе клана, его могущество не
достигло своего зенита.
Между тем, сама Императорская Фамилия выдвинула из своей среды многих
мудрых Императоров и разумных Императриц. Так, мудрость и прозорливость
Императора Камму, основателя столицы Хэйан-кёо, или Киото, доказаны более чем
достаточно его незабываемыми деяниями. Императтор Сага (809—823) был
талантливым писателем-прозаиком и поэтом, а также искусным каллиграфом. Супруга
же его, известная Императрица Данрин, была преданной буддисткой. Жизнь ее полна
подвигов милосердия и благотворительности. Столь же преданной буддизму была
супруга Императора Дзюнна (823—833); она также отдавала много времени и сил
филантропической работе. Император Дайго был настолько проникнут состраданием к
людям, что часто в холодные зимние ночи лишал себя одежды в знак полного
сочувствия беднякам. Его царствование дало многих великих ученых, знатоков
японской и китайской литературы, и было исключительно богато произведениями
художественной литературы. Этот замечательный век вообще известен как «Энги»,
или «Век просве
|
|