|
итализм,
принимающий уже международные размеры, и вместе с тем политическая активность
этого третьего сословия. Его интересами регулируется внешняя и внутренняя
политика страны. Все сословные конкуренты отходят на задний план, или в силу
естественного отмирания, как воинское сословие, или в силу молодости и
неорганизованности, как пролетариат. Если даймё еще и сохраняют в чем-нибудь
свои позиции, то единственно в форме верхней палаты, созданной для них, и
особенно же в форме так называемого «Ген-ро-ин», т. е. совета старейшин при
особе императора, куда входят наиболее заслуженные деятели этого сословия.
Временами влияние этого Ген-ро-ин очень велико, и оно почти диктаторски
распоряжается судьбами страны, но все же пружины, двигающие и его действиями,
исходят из круга интересов того же третьего сословия и особенно из его
капиталистической верхушки. На деле — Генро-ин не военно-сословный аппарат, но
аппарат — правда, верхушек буржуазии, но все же буржуазии.
Вся последующая история после 1889 г. проходит под двумя знаками: с одной
стороны — не прекращающегося расширения политических и экономических прав
третьего сословия, стремящегося к полной социально-политической, экономической
и культурной гегемонии и уверенно к ней идущего, с другой — происходящего под
влиянием капиталистического режима перерождения этого третьего сословия в
классовое образование. Составленное из разнородных социальных элементов, это
третье сословие переживает процесс дифференциации и расслоения на классы, из
которых формируется подлинное капиталистическое общество. И тот и другой
процесс идут в настоящее время полным ходом и ознаменованы уже крупными
результатами: в одной области — несомненно, изменяется значение Генро-ин и
верхней палаты, как средоточия бывшей военно-феодальной аристократии: туда все
более и более проникают и явные представители третьего сословия, и капитала; в
другой — формируется слой капиталистов и пролетариат. Грандиозное развитие
японской промышленности, происходящее у всех на глазах, сулит в скором будущем
ряд новых и новых явлений в этой области. Тот факт, что ныне Япония вовлечена в
международный круговорот, живет совместной жизнью со всем остальным миром и,
следовательно, подвержена всем влияниям, исходящим оттуда, обусловливает
невероятно быстрый ход этого процесса, в некоторых своих частях столь
развившегося, что его можно рассматривать под одним углом зрения с аналогичными
европейскими явлениями. Таков японский капитализм, к которому вполне возможно
уже подходить с теми же мерками, как и к европейскому.
Будущая история Японии может пойти по двум направлениям: либо нога в ногу с
европейско-американским миром, слитно с международной историей; либо же по
своему собственному, — усвоив по-своему всю эту вторгнувшуюся европейскую
цивилизацию и повернув ее на свой своеобразный путь, как это уже было один раз
в VII — VIII веках с культурой Китая, — вторгнувшейся, перевернувшей в Японии
все вверх дном, но усвоенной и подчиненной своим своеобразным национальным
целям.
Вся новейшая эпоха, в соответствии с вышеуказанным, естественно распадается
на два отдела:
* А. Период борьбы за представительный строй (1868—1889).
* Б. Период буржуазной монархии (с 1890 г.).
В дальнейшем остается эти периоды кратко характеризовать.
А. Период борьбы за представительный строй
Весь этот период, с точки зрения своего внутреннего развития, в свою
очередь, распадается на два этапа. Начальный момент первого из них образует
провозглашение нового строя, правда, еще только в виде общих принципов, но все
же достаточно выразительное, хоть и недейственное, которое было сделано в
первом же году после переворота (1868) в форме так наз. «императорской клятвы»,
т. е. декларации правительства, объявленной от имени императора. Сущность этой
декларации сводилась к обещанию руководствоваться во всей внешней и внутренней
политике общественным мнением, а также к заявлению, что отныне власть будет
всесословной, опирающейся на всех граждан страны, а не на одно военное сословие.
В сущности, эта «клятва» содержит уже в себе туманные гарантии будущего
представительного строя, и так понималась, по-видимому, и самими составителями
ее, и народом. По крайней мере, во всех последующих манифестах, сопровождавших
какое-либо нововведение, новый шаг к парламентаризму, всегда присутствует
ссылка на эту декларацию и делаются настойчивые указания, может быть,
вынужденные, на то, что данное мероприятие совершается в соответствии с самого
же начала принятым курсом.
Конечный момент первого этапа может быть связан с первым крупным шагом на
пути к осуществлению представительного строя: с открытием в 1880 г.
провинциальных совещательных собраний. Они были созваны с целью содействия
правительству в делах внутреннего управления и государственного хозяйства и
имели сравнительно небольшое правовое значение, но все же были крупным успехом
в борьбе буржуазии за широкое участие во власти. Впрочем, правительство
предварительно озаботилось созданием особого органа для удержания главной
власти в ограниченных кругах: именно в 1875 г. учреждается знаменитый Генро-ин,
своего рода «совет верховников», фактически руководивший общим направлением
всей политики и составленный иа небольшого числа лиц. Имея этих Генро —
«верховников» и Генро-ин, как юридическое установление за собою, правительство
смогло пойти на уступки общественным домогательствам.
В первый момент после переворота японское государство совершенно неожиданно
приняло уже, казалось, давно изжитые формы: была восстановлена вся система
Нарского абсолютизма, с его «верховными» канцлерами», «правыми и левыми
министрами» и т. д. Впрочем, это явилось на первых порах, пожалуй, и
естественным, в виду того, что вся борьба против сёгуната велась под знаком
легитимистической идеологии в духе Нарской монархии. Если теория государства и
концепция верховной власти была взята именно оттуда, естественно, что весь
размах движения спервоначала захватил собою и конкретные правительственные
установления. Бы
|
|