|
когда пройдет
достаточно времени, вероятно, всю эту и последующие главы японской истории
возможно будет — в соответствии с вышеприведенными определениями, обозначить,
как эпоху буржуазной монархии, иначе говоря, как эпоху политической гегемонии
третьего сословия, ставшего на место военного, как это последнее, в свою
очередь, когда-то заняло место аристократии.
Переворот 1867 г. был совершен слишком разнородными силами, чтобы в
результате получилась бы сразу же однородная форма классовой или сословной
гегемонии. В нем участвовала и военная знать, в лице крупнейших феодалов, в нем
действовали и широкие круги военного сословия — самураи. В первое время после
революции вся верховная власть фактически даже сосредоточилась в руках этой
знати: те же даймё образовали новое правительство и руководили установлением
нового режима. Такое явление было вполне закономерным в историческом ходе вещей,
так как военное сословие — даже распадающееся — было все еще очень большой и,
главное, привыкшей к организованности силой, чего недоставало еще третьему
сословию, участвовавшему в общей антисёгунской коалиции. Токугава не давали еще
этому сословию возможности политически развернуться, чем и вызвали его на
борьбу, но чем, с другой стороны, и лишили его возможности быстро сорганизовать
свое государство. К тому же, первые годы после переворота новому правительству
приходилось уделять много времени и забот на подавление как последних остатков
сил Бакуфу, так и групп недовольных из собственного лагеря. Военные действия
прекратились не сразу, а знаменитое восстание на о. Кюсю (Са-цумское) в 1877 г.,
руководимое выдающимся генералом Сайго Такамо-ри, потребовало даже напряжения
всех сил нового государства. Поэтому самураи, эти вооруженные и привыкшие к
военному делу массы, естественно продолжали играть, хоть и в иной форме, если
не исключительную, то все же значительную роль в общественно-политических
сферах.
Однако, это третье сословие не могло долго оставаться в тени. За время
режима Токугава оно успело возрасти и количественно, и качественно, имея в
своей среде крупных вождей, идеологов и культурных деятелей. Создавая свою
культуру, оно не могло тогда, по условиям того времени и своего внутреннего
развития, создать и свою политику, — в форме государства; не могло оно сделать
этого и теперь, в первые минуты общей суматохи и неустойчивости, когда нужны
были не только испытанная дипломатическая ловкость, не только
политически-организационный опыт, но и реальная военная сила. Ни того, ни
другого, ни третьего у этого сословия в первые моменты после переворота не было,
и естественно, что оно не могло сразу же завладеть командующими высотами в
государственном и социальном механизме, оставаясь пока только тем пластом и
силою, на которые опирались первые послереволюционные вожди Японии. Но очень
скоро, — едва успели только несколько улечься бури революции и наступило
некоторое спокойствие и работа по укреплению нового строя, — как это третье
сословие, допустив поневоле правительство без себя, или со своим малым участием,
не пожелало такое положение закрепить надолго, и в недрах самой антисёгунской
коалиции вновь возгорелась борьба. К основным кадрам третьего сословия, в
собственном смысле, примкнули широкие массы самурайства, близко к нему
подошедшие в своем развитии за время Токугава, как в экономическом, так и в
социальном отношении. Все эти элементы были слишком активны и жизненны, чтобы
помириться с создавшимся положением. Начинается движение за участие в
правительстве, за реорганизацию установившегося режима. Это движение вылилось в
формы борьбы за представительный строй, борьбы за конституцию.
Весь ход социального и экономического развития Японии, конечно, заранее
предрешал исход этой борьбы. Третье сословие после переворота было главным
двигателем экономики страны. Капитализм, развивавшийся в его недрах и дававший
себя чувствовать еще в эпоху Токугава, освобожденный теперь от пут
военно-сословного режима, получивший доступ на заграничные рынки, особенно в
Китай и Корею, пришедший в соприкосновение с европейско-американским капиталом,
— начал стихийно расти. Промышленность и торговля стали развиваться в усиленном
темпе и невиданном для Японии масштабе. Прежние даймё по всей своей природе не
смогли примкнуть к этому процессу и овладеть им извнутри; они могли лишь до
поры до времени сковывать его в политическом смысле, пока, наконец, он не
вырвался и из этих пут.
С другой стороны, это третье сословие стояло на естественной очереди в ходе
исторической эволюции, как наиболее жизненная и прочная общественная сила.
Старая родовая знать влачила только призрачное существование, военное сословие
переживало полосу своего распада как сословия, — входя в различные группировки
уже классового типа; четвертое сословие только еще зарождалось в ходе развития
капитализма; поэтому, в естественном ходе вещей буржуазия оказывалась
единственно прочным фактором в организации политического и экономического строя.
Она имела, к тому же, и свою культуру и идеологию. Это было единственно
живущее и развивающееся в это время во всем социальном аппарате. Культуры
воинского сословия, как и аристократического, — уже не было, как не
существовала еще культура пролетариата. В виду всего этого, вся эта борьба
третьего сословия за надлежащее место в управлении государством и закончилась
его победой: после целого ряда реформ и уступок, в 1889 г. правительство Мэйдзи
принуждено было, в конце концов, ввести представительный строй. Была
опубликована японская конституция, действующая до сих пор.
Этот момент с исторической точки зрения может считаться поворотным пунктом
всей эпохи. С него начинается уже другая полоса нового строя; конституционная
монархи, с одной стороны, и все более и более широкое участие в делах правления
третьего сословия, переходящее постепенно в его гегемонию. Растет ка
|
|