|
ичтожены вместе с Тайра.
Лишенные главы, в лице этого последнего дома, они теперь охотно поддерживали
Киото, и тыл киотоских заговорщиков был, таким образом, хорошо обеспечен.
И тем не менее, все последующие события нельзя рассматривать иначе, как
результаты борьбы внутри самого воинского сословия. Аристократия и все
прилегающие к ней элементы сами по себе ничего уже не значили: реальной силы
они сами представить не могли. Они были столько раз разгромлены, так ослаблены
экономически и политически, что без чужой помощи что-либо сделать они не могли
бы. Все дело было решено воинским сословием: когда против Ходзё поднялись два
могущественных дома, отпрыски дома Минамото — Асикага и Нитта, — Ходзё не
устояли. Против них восстал и сам Канто, их опора и крепость. Создалась
могущественная коалиция, обладавшая уже большой воинской силой — армиями
Асикага и Нитта, вместе с отрядами раньше уже выступившего против Ходзё дома
Кусуноки, во главе с популярным в Японии героем Масасигэ; коалиция, имевшая в
своей среде ловкого политика Асикага Такаудзи и храброго вождя Нитта Ёсисада, а
также нашедшая своего естественного главу — изгнанного Годайго, окруженного
ореолом мученика и неустанного борца против «тиранов». Годайго бежал из ссылки,
войска Ходзё терпят одно поражение за другим. Нитта Ёсисада с боя берет сам
город Камакура и уничтожает Ходзё. Род сиккэнов, крепко продержавших власть в
своих руках в течение почти 130 лет, — перестает существовать.
Центробежные тенденции в развитии воинского сословия, упадок сёгунской
власти и разложение самих сиккэнов, вместе с утратой ими симпатий сословия
сделали возможным образование организованной оппозиции, разрушившей первую
империю. Первая военная империя, созданная воинским сословием, выступившим под
знаменем Минамото, в 1333 г. пала.
Д. Период монархической реакции
Таким образом, в конце первой империи определились две борющихся
группировки внутри воинского сословия: одна правительственная, поддерживавшая
Ходзё и созданный ими режим, другая — оппозиционная, составленная из домов
подневольных Ходзё, стремившихся к своим собственным целям, или же имевших,
подобно ответвлениям рода Минамото, личные причины ненависти к сиккэнам.
Вмешавшись в борьбу, возгоревшуюся между Ходзё и Киото, где
сосредоточивались свои особые оппозиционные элементы, эта вторая воинская
группировка решила участь Ходзё, примкнув к Киото. Однако первые же следствия
этой победы оказались настолько неожиданными для оппозиции в Канто, в пылу
борьбы разрушивших свою столицу — Камакура, что все эта коалиция очень быстро
распалась. Пути Киото и воинского сословия на время соприкоснулись и совпали —
в процессе совместной борьбы против общего врага, но когда, вслед за победой,
возник вопрос о замене Ходзё, иначе говоря — об организации верховной власти,
эти пути сейчас же разошлись: интересы обоих сословий были слишком глубоко
различны, чтобы было возможно длительное их объединение. 1334 и 1335 г. г.
известны в японской истории под названием «периода монархической реставрации
Кэмму» *), причем последнее слово является нэнго, т. е. наименованием годов
правления киотоского монарха Го-дайго. Это означает, что верховная власть
перешла в руки этого героического борца против Ходзё. Действительно, в
результате разгрома Камаку-ра и уничтожения Ходзе, верховная власть
сосредоточилась в руках официального вождя коалиции, бывшего, по-видимому, и ее
душою. Борьба, потребовавшая напряжения всех сил, довольно прочно спаяла все
разнородные элементы, и эта спайка и объединение, до поры до времени
державшиеся, вызвали к жизни централизацию власти, причем, в силу естественной
преемственности, вождь борьбы оказался и носителем этой центральной власти.
Годайго, вернувшись из ссылки, на этот раз сам низлагает возведенного
последними сиккэнами на престол после победы 1331 г. и свержения самого Годайго
монарха Когон и делается полновластным государем.
Однако, это неожиданное возвращение к власти Киотоских монархов
сопровождалось попыткой аристократического сословия и древней придворной
Хэйанской знати вернуть себе былое значение. Годайго оказался окруженным своими
ближайшими, по исконным связям, кругами, которые стремились использовать его
авторитет в своих личных и сословных целях. Может быть, и сам Годайго, боясь
попасть в руки своих военных союзников и друзей, помня эпизод с Тайра, помощь
которых стоила царскому дому его верховной власти, избегал искать опоры в них и
старался создать себе прочную защиту из остатков аристократии. По этим двум
главным причинам мы и находим в первые моменты после победы у власти эти
элементы прежней придворной знати, стремящейся в ближайшую очередь использовать
плоды побед в интересах личного благополучия и индивидуальных честолюбий, т. е.
тех двух сторон, которые так долго оставались неудовлетворенными, но память о
которых все время бережно хранилась в группах этих униженных и придавленных
аристократов: — в более отдаленном же направлении — стремящихся создать свое
государство, лишив воинское сословие его командующего положения. Два года
нового порядка вещей и заполнены этими действиями Годайго и аристократических
кругов Киотоского двора.
Поэтому так называемая «реставрация годов правления Кэмму», иначе говоря,
образование на короткий срок монархически абсолютной власти, объясняется силой
антисёгунcкой реакции: в борьбе против Ходзё сами воинские дома зашли настолько
далеко, что не разглядели за спиною Ходзё свою же собственную власть, и
уничтожив Ходзё, уничтожили на время свое собственное государство. Реакция
против Ходзё превратилась в реакцию против военной империи, что и сделало
возможным переход верховной власти в руки Киотоских государей. Абсолютизм
Го-дайго — есть первая форма политической организации антисиккэновс-кого
движения после его победы. Преобладание же у трона элементов старой
аристократии объясняется центральным значением, которое получило Киото и двор в
этом движении стремлениями знати и де
|
|