|
племя — эскимосы, и они-то и считаются потомками,
или правильнее сородичами древних Коробоккуру. Айнские предания говорят об
уходе этих последних на север; нынешние эскимосы носят приблизительно такую же
одежду, как и Коробоккуру, также татуируются, а главное имеют такие же
переносные лодки, как и те. При этом айнские сказания решительно указывают еще
на один признак, который не мог им не броситься в глаза благодаря своей
противоположности с тем, что было у них самих: это — безволосость Коробоккуру,
и такое отсутствие волосяного покрова на лице также может служить фактором,
сближающим их с эскимосами. Однако, при всей соблазнительности этой гипотезы,
при всех многочисленных сходствах между этими двумя племенами, утверждать
тождество древних Коробоккуру с нынешними эскимосами пока еще преждевременно,
тем более, что противники этой гипотезы, с своей стороны, находят не мало и
противопоказаний, само же сходство объясняют простым совпадением. Единственное,
что считается прочным в пределах этой эскимосской гипотезы — это то, что
какая-то связь между этими двумя племенами все же существует, причем она
толкуется двояко: либо нынешние эскимосы — потомки смешанной расы,
образовавшейся из древних Коробоккуру и еще какого-то племени, либо же и те, и
другие принадлежат к разным ветвям какой-нибудь одной неизвестной нам древней
народности.
Помимо этой гипотезы существует и уже упомянутое выше сближение этих
Коробоккуру с самими Айну, рассматривающее их, как тех же Айну только под
другим наименованием или же, во всяком случае — как родственное им племя. Как
бы то ни было, и в вопросе Коробоккуру, так и в проблеме Цутигумо, японская
наука еще не вынесла никакого определенного и окончательного решения.
3. Эбису
Народ, именуемый таким образом, является и наиболее многочисленным, и
наиболее очевидным этническим элементом в составе древнейшего населения Японии.
Мы располагаем в настоящее время целым рядом надежных источников для его
изучения.
Прежде всего у нас есть археологический материал, с большой долей
вероятности относимый к этим Эбису. С другой стороны — японские исторические
памятники полны упоминаниями о них. Начиная с первого столетия по Р. X. и
вплоть до конца шестнадцатого века японские исторические анналы повествуют об
Эбису, главным образом, в связи с той упорной борьбой, которую японцам
приходилось вести с этим сильным народом. Мы знаем и о различных походах против
Эбису, и об административных мероприятиях по отношению к ним. История Эбису в
связи с их столкновениями с японцами может быть прослежена довольно точно в
течение большого промежутка времени, причем все данные единогласно заставляют
думать о них, как об очень многочисленной и сильной народности, справиться с
которой пришельцам — японцам было далеко не просто. В сущности, значительная
доля японской истории первого тысячелетия, и даже больше, заполнена этой
борьбой с Эбису, закончившейся уже в исходе шестнадцатого века окончательным
усмирением их, уже ранее этого оттесненных с главного острова Хонсю на северный
— нынешний Хоккайдо. И затем, если признать правильным отожествление с Эбису
нынешних Айну, проживающих на о. Хоккайдо, то перед исследователем окажется и
живой этнический материал.
Однако, и в этом вопросе существует разногласие, собственно не касающееся
существа дела, т. е. факта существования с древних времен на территории Японии
сильного инородческого племени, с которым пришлось долго и упорно бороться, и
которое, по всей видимости, поселилось на этой территории гораздо раньше
собственно японцев, — а главным образом характера самого названия Эбису, а
также состава и происхождения их. Некоторые склонны считать иное название их —
Эдзо, собирательным, означающим вообще всех инородцев, с которыми пришлось
японцам войти в соприкосновение в исторические времена; другие находят
необходимым специально приурочивать это название к одному определенному
инородческому племени, причем таковым скорее всего должно быть именно то,
которое когда-то обитало на о. Эдзо, нынешнем Хоккайдо, переселилось оттуда на
Хонсю, но потом после долгого сопротивления принуждено было вновь отойти на
север, причем его следует считать принадлежащим, может быть, даже к белой расе.
В связи с первым предположением находится, между прочим, упомянутое выше
отождествление Эбису с Коробоккуру, даже с Цутигумо. Второе же хочет видеть в
них самостоятельное племя предков нынешних Айну, заполняющих уже в очень
небольшом числе Хоккайдо, цепь Курильских островов (Тисима) и отчасти Сахалин.
4. Кумасо
Если говоря о Коробоккуру и Эбису нам приходилось иметь дело
преимущественно с севером японского архипелага, с Кумасо мы переходим в его
южную часть, именно на о. Кюсю. Все имеющиеся у нас исторические данные
приурочивают это племя к этому острову, Кодзики говорит о «стране Кумасо» и
относит ее к позднейшим провинциям Хюга, Осуми и Сацума. Исследования проф.
Сигэно и Аоянаги присоединяют сюда еще и провинцию Хиго, так что
устанавливается почти бесспорный факт местопребывания древних Кумасо именно в
этой южной и центральной части Кюсю.
Упоминания о Кумасо восходят к мифологическому периоду японской истории:
по-видимому, Кумасо столкнулись с японцами в первые же века жизни этих
последних на территории нынешней Японии. С во-зобладанием историчности
древнейших памятников становятся более точными и определенными свидетельства об
этих Кумасо, причем они рисуются во многом сходными с северными Эбису, в смысле
своей силы и упорства в сопротивлении японцам. Более или менее точные
исторические указания на Кумасо можно приурочить к первому — второму веку по Р.
X.; последние же сведения о них теряются в третьем веке, когда после походов и
мероприятий царицы Дзингу они окончательно были приведены в покорность и, может
быть
|
|