|
то политическим соображениям.
Поэтому никакого догматического противоречия во всем этом нет; японский
народ отнюдь не является каким-либо примером особого своеобразия, признавая
разом две власти и обе считая за верховные. Кажущееся двоевластие было или
политическим маневром новых властителей страны, в своей первой стадии, или
просто сосуществованием двух разнородных властей: светской и духовной, с
подчинением, впрочем, полностью второй — первой из них.
При свете таких соображений, я для точности смысла определений предполагал
бы избегнуть обозначения Сумэра-но-микото во всех его дальнейших превращениях
термином «император», как это принято в европейской литературе по Японии. Этот
термин я сохраняю для тех, кто полностью ему соответствует — т. е. для сегунов,
первых же предлагаю называть различно: для эпохи ранней патриархальной монархии
это будут «верховные племенные старейшины», для всех эпох, начиная с Тайка до
Мэйдзи, это будут «цари», причем в период нарского абсолютизма — в политическом
смысле этого слова, потом же — только в религиозно-культовом, вроде римского
rex sacrificulus или pontifex maximus; с 1868 г, т. е. эпохи Мэйдзи, когда
произошло совершенно то же, что и после Тайка, — сначала монархия с
абсолютическим уклоном, потом конституционная, ограниченная опять сословием, на
этот раз третьим, — это будут уже императоры, так как с этого времени и rex
sacrificulus (яп. тэнно), и сэйи-тайсегун соединились в одном лице «Верховный
племенной старейшина», «царь» и «император» — так рисуется эволюция содержания
японского термина Тэнно, которым одинаково обозначают теперь как Дзимму, так и
Муцухито, т. е. два явления, абсолютно ничего общего не имеющих.
Что же касается термина сегун, то я предлагаю по соображениям
терминологической точности передавать его словом «император» и делаю это по
двум причинам: исторически, как это показал в доступном русским читателям виде
тот же В. М. Мендрин *), термин сегун, буквально «великий воевода, покоряющий
варваров» совпадает с римским imperator; это представитель верховного
командования, полководец, глава войска, и подобно тому, как эти императоры,
полководцы в Риме превращались в вершителей судеб государств, сделавшись, в
конце концов, наследственными властителями, организовав свое управление, точно
также и в Японии эти полководцы становились носителями верховной политической
власти и создавали свой государственный аппарат. Поэтому государственный строй,
образованный ими, я называю империей, ибо их власть есть именно «imperium» по
существу и по происхождению; по тесной же связи одних из этих империй с
воинским сословием, я характеризую это общее обозначение признаком «военная»;
так получается «эпоха военной империи Минамото», «военной империи Асикага»; по
тесной же связи другой из этих империй с феодальным режимом, я присоединяю к
слову империя признак «феодальная», получается «феодальная империя Токугава».
Общие рамки эпохи военной империи Минамото можно определить с достаточной
ясностью: началом ее является 1192 г., т. е. момент провозглашения Ёритимо
императором, сэйи-тайсёгуном и сакральной санкции его соир coup d'etat; конец
эпохи усматривается в крушений этой первой военной империи и замене ее второй,
связанной уже с несколько другим политическим строем и с другой правящей
фамилией сегунов Асикага, т. е. в 1392 г., когда нпрегшт перешло и фактически,
и официально к новому императору — вождю военного класса сегуну Асикага
Такаудзи.
Всю эту эпоху первой империи можно разбить на ряд отдельных периодов,
представляющих этапы ее внутреннего развития. Главных этапов — два: один — это
развитие и упадок самой империи Минамото, второй — крушение ее среди борьбы
двух группировок в среде воинского сословия, сопряженной с политическими и
социальными смутами. Эти два этапа, в свою очередь, распадаются на отдельные
характерные моменты, исполненные большого значения с точки зрения их
внутреннего развития. Поэтому всю схему эволюции рассматриваемой эпохи можно
представить в следующем виде:
* А) Период начальной организации военной империи (1192—1221).
* Б) Период расцвета военной империи. (1222—1263).
* В) Период упадка военной империи (1264—1331).
* Г) Период распада первой империи (1332—1333).
* Д) Период монархической реакции. (1334—1335).
* Е) Период внутренней борьбы военного сословия (1335—1392).
А. Период начальной организации военной империи
Первый период эпохи военной империй имеет свои определенные грани. Если его
начальным моментом следует считать полное и уже юридическое утверждение
Минамото Ёритомо на посту верховного правителя Японии, т. е. 1192 г., когда он
официально укрепил за собою imperium, приобретя титул Сэйи-тайсёгун, императора,
то его конечным пунктом является момент окончательного упрочения воинского
сословия и созданной им власти; тот момент, который надолго оставил новых
правителей без соперников: это 1221 г., год расправы властителя того времени
Ходзё Ёситоки с царским родом, выразившейся в отправлении трех монархов в
ссылку, низложении одного и возведении на трон другого. И так как этот момент
знаменует собою то, о чем говорилось выше — прекращение политического и
социального компромисса и превращение Киотоских царей de facto исключительно в
представителей духовной власти, т. е. переход их в положение тех rex
sacrificulus'ов, — то он и может считаться концом одного периода и началом
новой эры.
В течение тридцати лет этого периода нашел свое первое окончательное
выражение тот процесс, источники которого восходят еще к эпохе
аристократической монархии и который уже ярко обозначился в конце этой
последней. Военное сословие нашло и свою политическую форму, и своего главу.
Создается новый центр политической жизни — Камакура, главная резиденция самого
Ёритомо. Этим самым падает значение запада Хонсю, с его столицей Киото, и
командующее положение занимает восток этого острова. Область Канто, восточные
провинции Хонсю — это гнездо военного сословия, то место, где впервые вызревала
военная мопцэ этого сословия, естественно стала играть главную роль. И мы
определенно видим, как правители
|
|