|
ьшую вероятность второго.
Мне кажется, что ничего нелогического, несовместимого в существовании
наряду друг с другом того, что принято называть императорской властью и властью
сегуна абсолютно нет: оба эти явления ни в какой мере и ни коим образом не
противоречат друг другу, оба они «в порядке вещей», оба они имеют «свои права».
И японский народ был совершенно прав, спокойно взирая на то положение, которое
не может спокойно переносить европейский историк. Если бы я не опасался слишком
сильного уклона в противоположную сторону, в противовес этой теории можно было
бы сказать совершенно обратное: в Японии никогда не существовало единой,
непрерывно идущей из глубины веков (не говорю, конечно, об Ама-тэрасу, ее внуке
и проч. ) политической верховной власти, как никогда не было единого, из века
до века идущего однообразного государственного строя, всегда юридически
незыблемого и лишь фактически «нарушаемого». Строй государства непрерывно
менялся, равно как постоянно менялись правящие династии и отдельные лица в роли
диктаторов. То, что сейчас считается императорским домом, менее чем какая-либо
другая династия может считаться представителем единой и непрерывной верховной
политической власти, и переворот 1868 г., отдавший в его руки власть с тем,
впрочем, чтобы вскоре — юридическим введением конституции и фактическим
установлением олигархии — ее опять почти отнять, был не «реставрацией», ибо
реставрировать было нечего, но революцией, приведшей к власти новое сословие —
третье, взамен военной феодальной знати.
Для того, чтобы правильно оценить сосуществование этих двух властей (пока
допустим это выражение), необходимо прежде всего взвесить эту официальную
теорию. Ее истинная ценность и значение обнаруживаются немедленно же, если мы
вспомним, когда она появилась и на чем основана. Вскрыть время и обстановку ее
происхождения — это значит понять ее целиком.
Уже с XVII в. в Японии — в самый разгар феодализма, под властью дома
сегунов Токугава начинает замечаться вновь возрождающаяся со» циальная борьба,
утихшая было после громов и бурь предшествующего периода, благодаря необычайно
умело выработанному государственному строю. Эта борьба становится в последующем
XVIII в. уже определенно ясной и заставляет сегунов Токугава принимать строгие
меры к подавлению нарастающей оппозиции, той самой, впрочем, которая
впоследствии их свергла. Борьба эта, имевшая характерную социальную подкладку,
исходя из недр мелкого самурайства и нарождающегося третьего сословия, должна
была выработать и свою идеологию, которую можно было бы противопоставить
официальной и вокруг которой можно было бы объединять всех, почему-либо
недовольных режимом правительства сегунов. Идеология эта, выросшая на почве
политических и социальных взаимоотношений, была в своей основе ярко
политической, хотя и выступала большей частью, в силу понятной необходимости, в
замаскированном виде, то под видом филологического трактата, то в форме
исторического труда и даже литературного произведения.
И если официальная, политически господствующая идеология естественно была
сёгунофильской, противоположная ей идеология противо-сёгунской оппозиции должна
была создать свою концепцию верховной власти и государственного строя, которую
можно бы противопоставить существующей и которой можно было бы действовать, как
орудием борьбы за захват власти. Таковая идеология и не преминула образоваться,
и ее центральным пунктом явилась вышеописанная пресловутая теория, технически
именуемая в Японии «сон-о-рон», «теория почитания государя». На ней и строили
свою борьбу все коалирующие против Токугава и их режима силы. Концепции власти
сегуна была противопоставлена концепция верховной власти в лице так назыв.
императора, проживавшего в Киото, вдали от всякой политической жизни.
Для того, чтобы придать новому орудию борьбы особое значение, идеологи
антисёгунского движения постарались подвести под свою концепцию исторический
фундамент и нашли такой в синтоизме, использовав для этой цели знаменитые
историко-мифологические своды, имевшие значение священных книг для японского
народа — Кодзики и Нихонсё-ки, — особенно первую из этих книг.
Синтоизм, созданный в XVIII столетии, конечно, не имеет ничего общего, по
существу, с тем, что следует понимать под этим именем в ранний период
существования этого национального японского мировоззрения. Вместо типично
мифологического мировосприятия, основанного на натур-мифологии с примесью
мифологии культуры, особенно тех элементов этой последней, которые связаны с
родовым строем, у богословов XVIII в. мы имеем и попытку построения религиозной
системы, и, главным образом, философски-историческую концепцию. Синтоизм хочет
быть религией с очень важной этической стороной и превращается в целую
философию истории, давая свою концепцию всего исторического процесса Японии.
Синтоисты XVIII в. сделали это с большим искусством, и поэтому их значение и
место в общем течении японской культуры — колоссально. Достаточно сказать, что
именно их философско-исто-рическая концепция одержала полную победу. На ней
основано, от нее исходит, ближайшим образом, вся описанная теория законной
власти «императоров» и «узурпаторского» характера сёгунской власти.
Синтологам отнюдь не было трудно подкрепить свою политическую идеологию
историей: более пригодного материала, чем Кодзики и Ни-хонсёки, они и выдумать
бы не могли. С одной стороны, эти памятники имели огромное обаяние в глазах
японцев, как национальные святыни, с другой — они как раз подтверждали почти
целиком всю философско-историческую концепцию идеологов-вождей нового движения.
Этот загадочный с первого взгляда факт, тем не менее становится сейчас же
понятным, если только вспомнить, когда возникли эти оба памятника. Их
возникновение относится к первой половине VIII в., т. е. к самому разгару
абсолютной монархии. Создавшаяся после Тайка, укрепившаяся кодексом Дайхо, эта
монархия находит свой расцвет в период, связанный с городом Нара. И как раз в
этот момент появл
|
|