Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Японии :: Н. И. КОНРАД - ЯПОНИЯ. НАРОД И ГОСУДАРСТВО
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
удзивара. Борьба этих двух сторон не 
преминула захватить и вновь образовавшиеся силы: и монахи, с их воинским 
могуществом, были вовлечены в борьбу, не избежали этого и Минамото с Тайра, 
причем эти последние приняли в ней самое живое и даже главное участие. 
Обращение к ним со стороны аристократических группировок было тем более 
естественным, что они были все же не совсем чуждым аристократии элементом: 
связи Минамото и Тайра с сословной знатью были самые органические. И вот 
происходит распределение двух главных группировок воинского сословия по этим 
двум сторонам: за Фудзивара стали Минамото, за экс-государей — Тайра. 
    Только благодаря Тайра экс-государям удалось обессилить, как то указывалось 
выше, бывших диктаторов Фудзивара. Эти последние, вместе с поддерживающими их 
Минамото, потерпели ряд неудач и должны были отойти пока в сторону. Но не 
удержались и сами экс-государи. Тайра, действуя сначала как их союзники, после 
победы предпочли оставить власть в своих руках, что и выразилось в принятии 
вождем Тайра — Киёмори поста первого министра в 1167 г., со всей полнотой 
фактической власти. Этим закончился предшествующий период эпохи. 
    Тайра, заняв пост правителя, установил диктатуру не меньшую, чем Фудзивара, 
и своими решительными действиями и преступлениями напоминает тактику дома Сога. 
Это обстоятельство и послужило одной из причин быстрой гибели этой фамилии. Они 
пошли по следам ниспровергнутых ими Фудзивара, во всем переняв их образ 
действий. Так же, как и при Фудзивара, женщины Тайра заполнили дворец, и в 
результате на престол был возведен внук самого Киёмори — Антоку. Так же, как и 
тогда, они старались захватить в свои руки весь государственный аппарат, но 
действовали при этом как Сога, т. е. не останавливаясь перед открытым насилием 
и преступлением. Однако, если диктатура Фудзивара была органическим продуктом 
развития аристократического сословия, диктатура Тайра была уже запоздавшей и 
совершенно несовмещающейся с создавшейся обстановкой. Со старым государственным 
устройством новой силе было делать нечего; разлагающийся организм сословного 
государства не мог быть передан в таком же состоянии в другие руки. Против 
Тайра пошли и последние остатки организованной аристократии и сами отстраненные 
ими их бывшие же союзники — экс-государи, и подавленные на время Минамото. 
Против такой коалиции Тайра устоять не могли и, после упорной и драматической 
борьбы, они были уничтожены в 1185 г. в знаменитой битве при Данноура. Однако, 
с уничтожением Тайра, не восстановилась власть ни Фудзивара, ни государей; не 
удержалось у власти и все аристократическое сословие: победитель при Данноура 
Минамото Ёритомо — могущественный глава теперь уже первенствующего военного 
дома, предводитель всей коалиции, предпочел взять власть в свои руки и отдать 
государство тому классу, который ему лично доставил полное торжество — военному.
 Фактически правя Японией уже с этого 1185 г., он в 1192 г. сумел придать 
своему новому положению и политическую санкцию, сорганизовав новый 
государственный строй и начав эру военной империи. 
    Таким образом, оглядываясь на всю описанную эпоху, мы можем систематически 
представить ее развитие в следующих чертах: 
* I. Этап первый: организация аристократического сословия, в виде абсолютной 
монархии: 
o а) период созидания: — от Тайка до Нара (645 — 710); 
o б) период расцвета: — от Нара до начала Хэйана (710 — 794); 
o в) период упадка: — от начала до средины Хэйана (794 — 859). 
* II. Этап второй: организация аристократии в виде сословной монархии: 
o а) период подготовки: — второй период Хэйана (859 — 931); 
o б) период расцвета: — могущество фамилии Фудзивара (931 —1069); 
o в) период упадка: — система Инсэй (1069 — 1167). 
* III. Этап третий: переходная стадия от власти аристократии к власти воинского 
сословия: 
o а) борьба Минамото и Тайра (1167 — 1185); 
o б) распад государства и диктатура Ёритомо (1185 — 1192). 
    И соответственно этим трем этапам можно обозначить и три стадии в развитии 
самого сословия. 
* I. Сформирование сословия (эпоха абсолютной монархии). 
* II. Расцвет сословия (эпоха сословной монархии). 
* III. Вырождение сословия (эпоха перехода и смут). 
3. Эпоха военной империи Минамото
    С 1192 г. начинается новая эпоха в жизни Японии, совершенно изменившая и 
весь политический строй, и весь жизненный уклад. С переходом власти в руки 
военного сословия начинается новый период и в развитии общей культуры, пошедшей 
по своим своеобразным путям и давшей в результате то, что можно считать 
наиболее национальным достоянием японского народа. Национальная культура начала 
создаваться, главным образом, в эту эпоху, и, достигнув расцвета в эпоху 
владычества Токугава, начала смешиваться, после падения последних, с культурою 
Европы. На почве китаизма и буддизма, занесенных и укрепившихся в эпоху 
аристократической монархии, в соединении с родным синтоизмом и в условиях все 
более и более увеличивавшейся замкнутости страны, превратившейся, в конце 
концов, при Токугава в совершенно почти изолированное от внешнего мира 
государство, ревниво оберегающее свою изолированность, — и выросла национальная 
культура Японии. В этой же обстановке образовался и расцвел и тот своеобразный 
политический строй, который с трудом постигается европейцами, занимающимися 
японской историей. 
    Один из наиболее авторитетных европейских знатоков этой эпохи, В. М. 
Мендрин, работавший в противоположность огромному большинству европейских 
историков Японии над первоисточниками и при этом во всеоружии знания языка и 
письменности, в предисловии к своему переводу знаменитого памятника японской 
историографии — труда Рай Сан'ё, под заглавием «Нихон Гайси», т. е. «Вольная 
история Японии», посвященного именно этой полосе жизни страны, прекрасно 
отражает общее недоумение европейских историков: «Действительно! Верховный 
глава государства, император, с титулом, но без всякой власти, и его 
подчиненный сегун, без верховного титула, но с верховной фактической властью! 
Номинальный император, без правительства, с небольшим придворным штатом, 
состоящим 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-