|
оттесненных от участия в
правлении или принужденных бежать от мщения или наказания, удалялся в эти свои
дальние поместья и здесь организовывал свой маленький двор.
При этом, живя в новой обстановке, они должны были существенно менять и
свою ориентацию и стремились, поэтому, образовать вокруг себя внушительную
военную силу. Среди этих магнатов, частью опальных, частью просто неудачников,
находилось не мало членов и потомков самой царствующей фамилии, особенно с тех
пор, как вошел в силу, под давлением тех же Фудзивара, обычай лишать царских
детей, рожденных от наложниц и жен определенной категории, титула принца и
низводить их в положение простых аристократов. Потомки именно этих принцев
крови играли очень большую роль среди провинциальных магнатов, пользуясь
особенно большим уважением со стороны народных масс, видевших в них отпрысков
царского рода и, по традициям еще родового строя, привыкших к таковым
относиться с особым почтением. Два военных дома, сыгравших основную роль в
драматическом эпилоге аристократической монархии, Минамото и Тайра вышли именно
из среды самого Царствующего дома.
Таким образом, в процессе образования военного сословия слились два разных
по существу течения: одно, основное, — тенденции дальнейшей социальной
дифференциации, обусловленной политическим положением страны, второе — идущее
из недр той же аристократии, как результат ее расслоения. В виду общего
положения дел, эти выходцы из аристократии, особенно принадлежавшие к царскому
дому, в первой стадии процесса получили полное преобладание: именно вокруг их,
как центров, группируются новые силы, которым суждено было опрокинуть уже
четыре века существующую монархию.
Сам государственный строй некоторыми своими сторонами способствовал
усилению и развитию этого нового сословия. Как это ни странно, но Хэйанское
правительство почти не имело военной силы в своем распоряжении. По кодексу
Дайхо была введена воинская повинность, которой подлежали все мужчины, кроме
господствующего класса, причем срок службы продолжался до 60-летнего возраста.
При этом отбывающий повинность был обязан сам заботиться об оружии и пропитании,
т. е. обязанность снабжать его тем и другим возлагалась на его семью, род,
селение и т. п. В виду бедности большинства народной массы, к тому же
отягощаемой поборами и налогами, содержание такого воина дорого обходилось и
ему, и его семье. Поэтому типичным для Хэйана явлением представляется повальное
уклонение от воинской службы, для чего пускались в ход всевозможные средства,
вплоть до фальсификации регистрационных списков населения и т. п. Естественно,
что войсковые кадры формировались из наиболее бедных или даже преступных
элементов, которым терять было нечего; при этом и они для того, чтобы содержать
себя принуждены были обращаться к заработку, и наемный труд солдат был
совершенно обычным явлением.
Разумеется, эти немногочисленные, плохо вооруженные и еще хуже обученные
воинские кадры не могли служить надежной опорой власти аристократии. Сама же
она к тому же была и совершенно неспособна улучшить дело: вся традиция Хэйана
была глубоко гражданской: все, что относилось к войне, военному быту, войску
глубоко презиралось Хэй-анскими аристократами, воспитанными на иной культуре и
привыкшими к мирной обстановке. Поэтому они и сами не шли в войска, за
исключением лишь тех частей, которые имели лишь только декоративное значение и
играли роль, главным образом, во время придворных церемоний, — не пытались
воспитывать и других в воинском духе. Культура аристократии была построена на
полном отрицании, презрении всего военного и не могла создать нужной для
поддержки себя военной силы. Отсюда и получались различные несообразности: в
случае реальной необходимости военной экспедиции во главе отрядов становились
офицеры и генералы, глубоко презирающие и свой пост, и свою цель, и свою армию.
Разумеется, надежной опорой такие отряды быть не могли, и само правительство
скоро убедилось в этом.
Несмотря на безмятежно мирное в общем и целом течение Хэйанс-кой истории,
все же иногда случались то там, то сям вспышки возмущений, восстаний,
недовольств и т. п., то на почве злоупотребления провинциальной администрации,
то на почве отдельных честолюбий. С трудом справляясь с этими беспорядками
своими силами, правительство, в конце концов, стало прибегать к более простому,
но опасному способу: оно поручало усмирение непокорных какому-нибудь
влиятельному провинциальному магнату, располагавшему личной военной силой. Этим
самым оно как бы санкционировало существование этих новых средоточий конкретной
силы и открывало им беспрепятственную возможность дальнейшего усиления. Более
того, с течением времени и с развитием распрей внутри самого сословия отдельные
группировки аристократии открыто старались привлечь на свою сторону эти военные
дома. В результате, к этому периоду мы находим уже в полной силе два могучих
воинских дома — Минамото, господствующего на востоке Хонсю, и Тайра,
владетельствующего на западе этого острова. Постепенно их значение — значение
конкретной воинской силы — возрастает настолько, что они становятся основными
факторами общегосударственной политики. В них мы находим соединение авторитета
обоих родов, старого сословно-арис-тократического, в его наиболее исконной
части — в силу их происхождения из царствующей фамилии, и нового — воинского,
как средоточий двух главных группировок вновь нарождающегося сословия. И
подобно тому, как конец предыдущей ранней патриархальной монархии ознаменовался
борьбою двух групп нового, тогда рождающегося, сословия — домов Мононобэ и Сога,
так и конец сословной монархии заполнен драматической борьбой Минамото и Тайра.
Вмешательство двух этих новых сил обусловливалось всей создавшейся
конъюнктурой. В предыдущий период мы находим, в общем, две основных группировки,
одну побеждающую — вокруг правивших экс-государей, другую, все более и более
теряющую почву под ногами — группу
|
|