|
отметить двумя гранями: первая — приведенная выше, т. е. 794 г.;
вторая — 859 г., — момент Фудзивара Ёсифуса регентом государства. Первая дата
указывает на переход правительственного центра в место, где его первоначальная
форма стала незаметно подтачиваться внутренними факторами, вторая — знаменует
начало перехода верховной фактической власти в руки аристократического сословия.
Эти 65 лет периода, несмотря на свою кажущуюся мирную и спокойную
обстановку, были временем чрезвычайно важных процессов, происходивших в недрах
самого нового строя и составлявших и создавших его элементов. Происходило
незаметное сначала перерождение их, и даже вернее, не столько перерождение,
сколько восстановление основных органических тенденций предыдущего
социально-экономического процесса, ход которого был несколько нарушен и
отклонен в другую сторону и замедлен особыми условиями, ближайшим образом
создавшими реформы 645—710 г. г. После краткой полосы абсолютизма монархов,
государственное строительство Японии пошло по тому пути, который намечался
сразу же — по пути образования истинно сословно-аристократического государства.
Те группы, которые новый режим создали и которые в первый момент — как это было
описано выше, не смогли или не сумели сразу установить свой строй, теперь были
уже не теми, что раньше. Процесс формирования первого сословия заканчивался,
оно становилось уже вполне организованной и сознающей себя силой, уже имевшей
свою собственную идеологию. Аристократия и примыкающие к ней слои, на которых
базировался Нарский абсолютизм, окрепли настолько, что с этим абсолютизмом рода
Сумэра-но-микото они более примириться не могли. Политическая актуальность
этого сословия усиливалась все более и более и оказалась направленной к захвату
в свои руки фактической верховной власти. Актуальность эта находила пока еще
внутреннее выражение и проявлялась мирным путем, но в виду того, что власть
Нарских монархов в значительной мере зависела от поддержки этих
аристократических групп, то с переменой их ориентации и значение этой власти
ослабевало.
Однако, все это не грозило новым государственным переворотом. Режим Нарской
монархии был создан тем же сословием, только находившемся в начальной фазе
своего политического развития, и его формы вполне удовлетворяли нужды и
требования этого сословия, так что в их замене другими никакой особенной
надобности не ощущалось. Важно было лишь, сохраняя эти очень удобные для
осуществления власти над всей страной формы, влить в них иное содержание.
Верховная власть была нужна, ее монархическая организация была очень удобна для
аристократического сословия, ореол Нарских правителей был достаточно высок,
следовательно, менять всей организацию этой верховной власти не имело смысла.
Поэтому аристократическое сословие направило свои усилия в другую сторону —
лишения Нарских царей фактической власти, — и этого добилось.
Властители Японии, никогда почти, за очень редкими исключениями, не бывшие
сами по себе очень крупными личностями, не могли противопоставить свою личную
силу в защиту своего абсолютизма. Они не могли этого сделать потому, что,
во-первых, сами были настолько связаны с аристократическим сословием, что во
многом от него зависели; их предыдущий абсолютизм был, с одной стороны,
обусловлен только недостаточной организованностью сословия; во-вторых — плоды
расцветающей культуры уже начали давать себя знать и в отрицательном смысле:
буддизм, бывший орудием централизации, начал оказывать на личность и характер
монархов свое умиротворяющее и вместе с тем ослабляющее влияние, направляя
активность совершенно в иные сферы; китаизм, вместе с перенесением
государственных и просветительных институтов Китая, повлек за собою и роскошь
материальной культуры, сопряженной с изнеженностью и ослаблением творческой
воли. Эти явления, ставшие потом характернейшим признаком всего сословия
аристократии, в этот период были уделом, главным образом, рода Нарских монархов
и значительно облегчали аристократии достижение ее целей. Борьба теперь имела
внутренний характер и личность самих монархов стала иметь большое значение.
Помимо этих общих причин падению абсолютизма Нарских монархов
способствовало и еще одно специальное обстоятельство: уже с конца периода
законодательства, с царствования Момму (697 — 707) установился обычай выбора
супруг для царей исключительно из рода Фудзива-ра, т. е. рода того Каматари,
который был вождем группировки аристократии в период Тайка. Значение Каматари и
его дома стало настолько большим, что если он и не занял сам весь трон, то
обеспечил его половину своей фамилии установлением этого своеобразного порядка.
Поэтому, в сущности говоря, сама царствующая фамилия была наполовину теми же
Фудзивара, что и давало возможность легкого овладения фактической властью для
наиболее честолюбивых представителей этого рода. И поэтому, когда
аристократическое сословие окончательно созрело для своей власти, у него
оказался готовый вождь и представитель — род Фудзива-ра, которому было уже
нетрудно осуществить вожделения и задачи своего сословия: в 859 г. Фудзивара
Ёсифуса принимает звание регента, возводя на престол девятилетнего Сэйва, и
получает официальное признание фактического правителя государства. Этим и
заканчивается период распада Нарского абсолютизма.
Г. Период упрочения сословной власти
Этот период, длившийся с небольшим 70 лет (859—931), заполнен главным
образом упрочением нового порядка вещей. Аристократия, найдя для себя очень
удобную форму власти, в виде такого способа управления самим «правителем»,
постаралась укрепиться на занятой позиции и повернуть ход вещей уже во всем
государственном механизме в соответственном этому направлении. Ёсифуса принял
на себя звание регента государства; его преемником в 877 г. оказался такой же
Фудзивара — Мотоцунэ, взявший реген
|
|