Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Японии :: Н. И. КОНРАД - ЯПОНИЯ. НАРОД И ГОСУДАРСТВО
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
о уже в качестве силы политической и нуждавшегося уже в адекватном 
себе государственном строе, но не смогшего его сразу выработать своими силами. 
2. Выступлением на политическую авансцену центральных групп родовой знати, — 
родов, принадлежащих к исконному ядру японского племени, игравших помимо 
политической и большую роль в общенародном культе, среди которых род царей 
Ямато занимал первое место. 
3. Большим самостоятельным значением рода царей Ямато, имевших в своем 
распоряжении, помимо своего личного рода, целый класс непосредственных 
подданных, в лице иммигрантов из Кореи и Китая, поднявших хозяйство личных 
владений царского рода на большую высоту. 
4. Особым значением, которое получил царский род, в качестве преимущественного 
носителя новой континентальной культуры, как в смысле материальном, так и в 
духовном. 
5. Действием образцов, представляемых тем же Китаем в области государственного 
устройства, имевших для деятелей того времени непререкаемое значение, в связи с 
общим преклонением перед всем китайским и невозможностью противопоставить ему 
что-либо свое, могущее с ним достойно спорить. 
    Поэтому то, что произошло после Тайка, носит несколько неожиданно для нас 
характер попыток построить централизованное государство с абсолютным характером 
верховной власти и бюрократическим правительственным аппаратом. Сущность самой 
реформы сводится в главных чертах к провозглашению полного уничтожения родового 
устройства, поскольку оно имело значение политическое. Это — первая мера, к 
которой обратилось новое правительство в лице упомянутого принца Нака-но-оэ и 
его сподвижника и союзника — Каматари, получившего с этого времени фамилию 
Фудзивара. Второе, что проделало новое правительство, — было объявление всей 
территории собственностью монарха и уничтожение территориальной независимости 
родов; вместе с этим и все население Японии было объявлено единым народом, 
находящимся в непосредственном подданстве по отношению к монарху. Таким образом,
 получили начало два существенных юридических элемента государства — территория 
и народ, и это нашло сразу же свое отражение в образовании административных 
делений и организации гражданского управления ими. Вместо родовых владений — 
провинции; вместо родовых старей-шин — губернаторы, управлявшие ими по 
назначению от центрального правительства. Наряду с этим был организован и 
налоговый аппарат, для чего понадобилось провести земельную реформу в смысле 
определения надела и системы правильного хозяйства. Новое правительство стало 
заботиться и о том, чтобы обезоружить население, для чего было воспрещено 
хранение оружия теми, кто не имел на это особого разрешения; позаботились и об 
организации почтовых сообщений, для чего были устроены почтовые станции; — 
словом реформа коснулась всех сторон жизни японского народа. 
    Разумеется, этот процесс не мог совершиться сразу и целое полустолетие 
занято этой реформирующей работой. Поэтому весь этот первый период эпохи 
сословной монархии и можно наименовать периодом реформ, и кончается он изданием 
знаменитого в летописях Японии первого свода законов — кодекса Дайхо, 
названного так по тем годам правления царя Момму, когда он появился. Издание 
его, начатое в 700 г., было закончено в 702 г. 
    Эту дату можно было бы считать конечной гранью периода, так как она 
определенно заканчивает эру законодательных реформ. Но я ставлю конец периода в 
связь с другим фактом, последовавшим вскоре же и знаменующим собою 
окончательное укрепление нового режима так сказать его символическим, хотя и 
внешним выражением: это — установление постоянной столицы в городе Хэйдзё 
(нынешний город Нара). Это было апофеозом нового режима, так как в этом именно 
городе получили свое первое осуществление все эти правительственные 
законопроекты. Сам Хэйдзё был построен по образцу танской столицы — 
блистательного Чан-ань, и явился первым настоящим городом Японии. В нем 
расположились и все государственные учреждения, отсюда пошло все управление 
страною. Это событие приходится на 710 г., и этот момент и удобнее всего 
считать концом периода реформ. 
Б. Период абсолютной монархии
    С установлением столицы государства в Хэйдзё или Нара начался новый период, 
который знаменует собою первоначальную стадию в истории нового государственного 
строя. Кодекс Дайхо обнимал собой все стороны государственного и социального 
бытия и проведению его в жизнь и было посвящено это время. Те силы, которые 
произвели реформу, продолжали действовать, и притом — в прежнем же направлении, 
только постепенно углубляясь и расширяясь, так что в результате по-видимому, 
вся страна была ими охвачена. Я говорю: «по-видимому» по той причине, что 
существует мнение в японской же исторической науке, будто все эти радикальные 
мероприятия по существу оставались лишь на бумаге, затронули только верхние 
слои народной массы, самой же страны не коснулись сколько-нибудь значительно. 
Вряд ли это так было, потому что мы в это уже время и впоследствии застаем 
большинство крупных нововведений действующими и процветающими. Новый строй, 
провозглашенный в предыдущий период и тогда же юридически зафиксированный в 
кодексе законов, в эту эпоху несомненно завоевал себе прочное место, настолько 
прочное, что его внешние формы остались непоколебленными в своих основных 
чертах вплоть до конца эпохи, несмотря на радикально изменившееся ее внутреннее 
содержание. Государственный механизм, приуроченный к абсолютизму, остался таким 
же и тогда, когда от этого абсолютизма фактически ничего не оставалось более. 
    Время это было решительным процветанием нового режима и первым культурным и 
политическим расцветом Японии. С эпохи, связанной с Нара, укрепились сношения с 
Китаем, начавшиеся задолго раньше и тогда еще выразившиеся даже в официальной 
грамоте — послании принца Сётоку к китайскому двору. Теперь мы видим правильные,
 лишь на короткое время прерываемые, периодические посольства в Китай, ко двору 
Танских императоров, причем в состав этих посольств входи
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-