|
и использовать ее и для своего внутреннего роста, и для
внешнего укрепления. Процесс усвоения китайской культуры в значительной степени
и совпал с естественным образованием сословия, и очень ускорил это образование.
Родовые старейшины и их ближайшие родичи, занимая доселе командующее положение
в силу патриархального устройства страны, теперь оказались и в культурном
отношении гораздо выше прочей массы своих соплеменников. Они усвоили их
грамотность, т. е. китайскую иероглифическую письменность, обогатили свои язык
новыми понятиями и терминами, заимствованными из высоко развитого китайского
языка; они воспитывались и в государственном смысле, столкнувшись с китайскими
теориями и образцами; их нравственный уклад подвергся большим видоизменениям в
силу ознакомления с этической системой Китая: — словом, границы этого
воздействия китаизма совершенно не поддаются учету. Китайская культура
оказалась самым мощным фактором социального и политического развития и, совпав
с внутренним развитием страны и народа, привела, в конце концов, к образованию
правильного государства. В области чисто социальной — она содействовала
превращению верхних слоев японской родовой организации — из патриархальных в
сословные; содействуя их укреплению, она с другой стороны вносила и свое
нивелирующее влияние, соединяя элементы отдельных родов в одну родственную и
даже общую культурную массу, т. е. ускоряя процесс образования первого сословия.
В области государственной — она вызвала переустройство всей организации по
образцам Танской династии и по принципам китайской государственной науки. В
области экономической — она двинула крупным шагом вперед примитивное хозяйство,
обогатив его целым рядом новых областей, особенно в сфере ремесла. В области
просвещения она дала Японии письменность и вызвала к жизни литературу, быстро
пришедшую в состояние расцвета; в области искусства благодаря ей — впрочем, с
помощью буддизма, — появилась японская архитектура, скульптура и живопись.
Исследователь этой полосы японской истории должен иметь в виду прежде всего эту
огромную роль китаизма во всех областях жизни Японии и учесть ее соотношение с
искони развивающимися элементами культуры.
Реформа Тайка была проведена соединенными силами рода самих царей и сильной
группы родовой знати. Во главе первого стоял принц Нака-но-оэ, ставший
впоследствии царем и известный потомству под именем Тэнти; во главе второй
находился знаменитый Каматари, положивший начало одному из знатнейших
аристократических домов Японии, существующему и доныне — Фудзивара. Несмотря на
то, что обе эти действующие группы по существу исходили из совершенно разных
побуждений, они нашли подходящую почву для союза в борьбе против упомянутого
выше дома Сога. Узел тех взаимоотношений, которые завязались к началу VII в.,
оказывается достаточно сложным и разобраться в нем не так просто.
Род Сумэра-но-микото, этих патриархальных царей был, конечно, более других
заинтересован в той обстановке, которая создалась силою начавшейся актуальности
первого сословия. Борьба Мононобэ с Сога, которая велась почти помимо трона, и
среди которой этот последний играл роль ничтожного фактора, уже воочию показала
Сумэра-но-микото всю ненадежность их власти. Последующая за ниспровержением
Мононобэ диктатура рода Сога, окончательно низведшая царский род в приниженное
положение пешки, которой Сога распоряжались по своему усмотрению настолько, что
сама жизнь царей не была обеспечена — мы знаем об убийстве Судзюн по приказу
Сога, — должна была вызвать среди царского рода попытки сопротивления с целью
вернуть себе поколебленное значение. Однако, в виду недостатка в собственных
силах, представители царского рода принуждены были искать себе союзников на
стороне и нашли их в среде самого нарождающегося сословия, представителем
которого был в свое время тот же род Сога.
Образование сословия родовой знати сопровождалось взаимным соперничеством
отдельных групп в его собственных недрах. Соперничество это, надо думать,
восходит к прежним временам родовой обособленности: традиция борьбы одного рода
против другого преемственно переходит в сословие, являвшееся органическим
продуктом этого родового быта. Вместе с этим, на эту борьбу подвигала жажда
политической власти во вновь строящемся государстве. Поэтому, уже в
предшествующий период мы видим эту борьбу во всем разгаре: сначала Отомо,
Мононобэ и Такэси-ути, потом Мононобэ и те дома, которые пошли от Такэсиути,
бывшего всесильным сподвижником и «министром» воинственной царицы Дзин-гу, —
дома Хэгури, Кацураги и Сога; затем борьба сконцентрировалась и приняла острый
характер в среде двух главных групп: Мононобэ и Сога, пока, наконец, дело не
закончилось низложением Мононобэ и всевластием Сога. Но это не означало, что
она должна была совершенно прекратиться: созидающееся сословие не нашло своего
адекватного государственно-политического выражения, и отдельные силы, бродившие
в его среде, порожденные процессом сформирования, продолжали действовать.
Поэтому очень скоро те же Сога нашли себе соперников в лице влиятельного дома
Каматари, который имел очень большое значение среди племени Ямато, в силу своей
близкой связи с родным культом: Каматари принадлежал к так наз. «накатоми»,
присяжным выполнителям ритуальных предписаний синтоизма в его наиболее
общенародной форме. Обязанность эта во всю предшествующую эпоху была и
культовой, и столько же политической, согласно основному принципу древнего
синтоизма: «дела правления и культа — одно и то же» (сансэй итти). Поэтому род
Каматари пользовался большим и культовым, и политическим влиянием. И вот среди
этого рода и нашли себе Сумэра-но-микото ревностных сподвижников в борьбе
против Сога. Влиятельная группа новой знати и их сородичей во главе с Каматари
давно уже не мирилась с диктатурой Сога
|
|